Урок посвящен вопросам создания спецэффектов, изменяющих исходное изображение слоев и, во многом, составляющих основное достоинство обработки видео в After Effects.
Чего мы хотим:
научиться применять эффекты слоям композиции.
Нам потребуется:
любой видеофайл.
Что полезно вспомнить:
как осуществляется анимация слоев в окне Timeline (Монтаж) (см. урок 10); что такое трехмерные слои (см. урок 6).
В After Effects и Premiere эффектами называются самые разнообразные спецэффекты, которые изменяют (в соответствии с заложенными алгоритмами) изображение или звук. Эффекты, как и большинство действий в After Effects, применяются по отношению к слою композиции, поэтому вы можете составлять финальный кадр фильма путем наложения различных слоев, каждому из которых назначена своя группа эффектов.
Эффекты характерны тем, что большинству из них позволено регулировать не один, а несколько параметров, управляющих интенсивностью и свойствами эффекта. Это создает, вместе с многообразием эффектов, практически неограниченные возможности для манипулирования изображением фильма в соответствии с замыслами пользователя.
Эффекты After Effects можно разделить на несколько типов:
статические — одинаково действующие на все кадры слоя; динамические — меняющиеся от кадра к кадру слоя с течением времени; трехмерные (3D) — применяемые для трехмерных слоев, в том числе эффекты съемки камерой и подсветки.
After Effects содержит большое количество встроенных эффектов, с примерами использования которых можно познакомиться при помощи соответствующей справочной системы "Эффекты". В рамках данной книги мы не будем давать подробное описание эффектов, адресуя читателя к соответствующим страницам справочного руководства After Effects, которые можно просмотреть при помощи команды
Help>Effects Help (Справка> Справка по эффектам) (рис. 11.1). Даже если вы плохо знаете английский язык, данная справочная система будет для вас неплохим путеводителем по имеющимся эффектам.
Рис. 11.1. Справка по эффектам
Эффекты настраиваются при помощи палитры Effects (Эффекты) (рис. 11.2), а динамика им придается при помощи стандартных способов анимации
(см. урок 10). Чтобы вызвать на экран палитру Effects (Эффекты), воспользуйтесь командой меню
Window>Effects (Окно>Эффекты).
Рис. 11.2. Для настройки спецэффектов вызовите палитру Effects
Чтобы назначить определенный эффект для слоя: 1. Выделите слой в окне Timeline (Монтаж).
2. Отыщите нужный эффект в списке эффектов в палитре Effects (Эффекты). Например, назначим слою tolstoi.avi эффект Brightness &
Contrast (Яркость и контраст), предназначенный для изменения яркости или контраста слоя (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Выделите слой и перетащите на него желаемый эффект из палитры Effects
3. Щелкните дважды на желаемом эффекте или перетащите его из палитры на название слоя в окно
Timeline (Монтаж), либо на кадр в окне Composition (Композиция) с выделенным изображением слоя (рис.
11.3). В результате клипу будет назначен соответствующий спецэффект, о чем будет свидетельствовать появившийся элемент во вложенном списке
Effects (Эффекты), который появляется в слое tolstoi.avi в окне Timeline (Монтаж). Кроме того, в появившейся палитре
Effect Controls (Управление эффектом) откроется панель с названием эффекта (рис. 11.4).
Рис. 11.4. В появившейся палитре Effect Controls конкретного эффекта определите его параметры, ориентируясь на просмотр кадра в реальном времени
в окне Composition
4. Отрегулируйте параметры эффекта при помощи панели эффекта в палитре Effect Controls (Управление эффектом) (см. рис. 11.4), либо непосредственно в окне
Timeline (Монтаж).
5. Если вы намерены назначить слою какой-либо дополнительный эффект, повторите для этого эффекта действия п. 2—4.
Примечание 1
Если слою назначено несколько эффектов, то их применение к изображению производится в том порядке, в котором эффекты располагаются в палитре
Effect Controls (или в окне Timeline). В некоторых случаях порядок применения эффектов играет существенную роль в формировании изображения композиции. Изменить порядок следования эффектов в палитре можно простым перетаскиванием.
Примечание 2
Альтернативным способом применения эффектов вместо палитры Effects (Эффекты), является использование меню
Effects (Эффекты), содержание которого полностью эквивалентно палитре.
После назначения эффекта клипу его можно отредактировать при помощи палитры Effect Controls
(Управление эффектом) (см. разд. 11.2), т. е. изменить настройки эффекта, а также удалить эффект или назначить клипу дополнительные эффекты.
При редактировании спецэффектов применяются, в основном, две специальные палитры. Палитра
Effects (Эффекты) представляет собой библиотеку видео- и звуковых эффектов и служит для вставки того или иного спецэффекта в фильм. Другая палитра —
Effect Controls (Управление эффектом) — применяется для просмотра эффектов, назначенных выделенному в окне
Timeline (Монтаж) слою, и регулировки их параметров.
Палитра Effects (Эффекты) (см. рис. 11.2) является типичным представителем специального элемента интерфейса — палитр программы After Effects. Приведем наиболее общие рекомендации по ее применению, имея в виду, что большинство из них годятся и при работе с другими палитрами:
эффекты в палитре разложены по папкам, для раскрытия содержимого которых следует щелкнуть на треугольной кнопке слева от имени папки; сворачивание развернутой папки производится также щелчком на ее треугольной кнопке; порядок следования папок в палитре и эффектов в папках изменяется простым перетаскиванием; найти эффект по названию можно, начав ввод ключевого слова в поле Contains (Найти) в верхней части палитры. По мере ввода слова в режиме реального времени будет осуществляться вывод найденных эффектов, которые содержат введенный фрагмент; для задания дополнительных опций (в частности, порядка представления элементов списка в палитре) служит меню палитры.
Палитра Effect Controls (Управление эффектом) (см. рис. 11.4) очень удобна для назначения и последующего редактирования эффектов для каждого слоя. Если палитра скрыта, то вызвать ее можно двойным щелчком на имени любого из назначенных эффектов в окне
Timeline (Монтаж). При назначении первого эффекта палитра Effect Controls
(Управление эффектом) появляется автоматически.
В любой момент времени палитра Effect Controls (Управление эффектом) отображает информацию обо всех эффектах, назначенных определенному слою композиции. Для переключения между слоями в палитре достаточно щелкнуть на закладке с именем нужного слоя (рис. 11.5).
Рис. 11.5. Для переключения между слоями в палитре Effect Controls
щелкните на закладке с именем нужного слоя
Основную часть палитры занимает область со списком спецэффектов, назначенных клипу. Они расположены в порядке применения эффектов слою при осуществлении расчетов для компиляции фильма или создания предварительного просмотра в окне
Composition (Композиция). В ситуации, изображенной на рис. 11.6, слою tolstoi.avi назначены три различных эффекта.
Рис. 11.6. Примененные эффекты, подобно стандартным вложенным спискам, удобно сворачивать и разворачивать
Треугольная кнопка, расположенная, слева от имени эффекта, разворачивает или сворачивает эффект. Развернутый эффект позволяет регулировать его параметры непосредственно в палитре
Effect Controls (Управление эффектом). Свернутый эффект занимает в палитре меньше места и дает возможность одновременно увидеть установки большего числа эффектов (рис. 11.6).
В пределах панели каждого эффекта в палитре Effect Controls (Управление эффектом) помещается один или несколько вложенных списков, которые группируют текущие параметры данного эффекта. Их также можно сворачивать и разворачивать, руководствуясь соображениями удобства, в зависимости от того, какую работу вы проводите в данный момент. Техника настройки эффектов описана в разд. 11.2.
Слева от названия каждого эффекта находится кнопка Enable Effect (Включить эффект). Если она нажата (что символизируется буквой /внутри кнопки), то эффект применяется к клипу. Если кнопка не нажата, то эффект временно выключен (см. рис. 11.7), однако в любой момент его влияние можно восстановить.
Все типы эффектов имеют на своей панели элемент интерфейса — ссылку Reset (Сброс), позволяющую восстановить значения параметров по умолчанию, с которыми эффект был впервые применен к слою.
Примечание
Практически такое же строение, как и палитра Effect Controls (Управление эффектом), имеет группа параметров Effects (Эффекты), назначенных слою в окне
Timeline (Монтаж). Таким образом, настройку эффекта можно с равным успехом проводить при помощи палитры или при помощи окна
Timeline (Монтаж), руководствуясь только конкретной задачей и вашими привычками.
Коротко рассмотрим основные приемы редактирования эффектов при помощи палитры Effect Controls (Управление эффектом).
Повторимся, что для того, чтобы добавить новый эффект слою, необходимо перетащить желаемый эффект из палитры
Effect Controls (Управление эффектом) на нужный слой в окно Timeline (Монтаж). При необходимости отрегулируйте параметры эффекта.
Примечание
Вновь назначенный эффект добавляется последним к списку имеющихся эффектов.
Последовательность применения спецэффектов в ряде случае имеет ключевое значение. Чтобы изменить порядок следования эффектов в палитре
Effect Controls (Управление эффектом), следует, зацепив указателем мыши, перетащить нужный эффект на новое место.
Чтобы временно выключить эффект, не удаляя его, достаточно отжать щелчком мыши кнопку
Enable Effect (Включить эффект) слева от его названия (на эту кнопку наведен указатель на рис.
11.7). Пиктограмма в виде буквы/внутри кнопки пропадет, и эффект не будет приниматься во внимание при расчете кадра фильма. При этом все настройки эффекта сохраняются, и повторное нажатие кнопки
Enable Effect (Включить эффект) заново включает эффект. На рис. 11.7 включен лишь один из трех эффектов —
Mirror (Зеркало).
Рис. 11.7. Включен только эффект Mirror
Для того чтобы безвозвратно удалить эффект для выделенного в окне Timeline (Монтаж) клипа, выберите эффект в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) или в окне Timeline (Монтаж) и нажмите клавишу <Del> или <BackSpace>.
Примечание
Для того чтобы безвозвратно удалить сразу все эффекты, назначенные слою, вызовите из области имени эффекта контекстное меню и выберите в нем команду
Remove All (Удалить все).
Настройку эффектов можно проводить непосредственно на панели эффекта в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) либо в окне Timeline (Монтаж). Для настройки параметров эффекта в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) следует предварительно развернуть эффект нажатием треугольной кнопки слева от названия. Однако некоторые эффекты не имеют никаких параметров для регулировки.
Параметры различного типа редактируются по-разному, причем для их регулировки предусмотрено несколько альтернативных способов, что обусловлено стремлением разработчиков удовлетворить вкусы различных пользователей. Рассмотрим основные:
настройка посредством числового регулятора параметра; настройка при помощи аналогового регулятора (такого, как ползунковый регулятор или т. п.); настройка визуальным способом в окне Composition (Композиция), т. е. непосредственно на кадре фильма при помощи соответствующих маркеров.
Некоторые параметры определенных эффектов имеют дополнительные уровни регулировки (например, установки цвета, допускающие использование пипетки или диалоговых окон определения цвета и т. п.).
Приведем несколько характерных примеров настройки параметров эффектов. Наиболее типичным средством для определения значения параметра является ползунковый регулятор (рис. 11.8). Перемещение ползунка влево или вправо позволяет уменьшить или увеличить текущее значение параметра соответственно.
Рис. 11.8. Настройка параметра эффектов при помощи ползун кового регулятора
Некоторые параметры по своей сути являются векторными, т. е. задают определенное направление эффекта на плоскости кадра. Например, эффект
Mirror (Зеркало) создает в заданной части кадра отражение существующего изображения слоя. Соответственно, одним из его параметров является свойство
Reflection Angle (Угол отражения), задающее угол (в градусах), под которым должно происходить отражение от воображаемого зеркала. Для определения таких параметров в After Effects существуют специальные круговые регуляторы, позволяющие пользователю визуально определить угол, не путаясь в возможных числовых значениях (в данном случае, от 0 до 360°), которые может принимать параметр (рис. 11.9).
Рис. 11.9. Настройка параметра при помощи кругового регулятора
Как правило, практически все параметры допускают быстрое редактирование при помощи активных надписей, которые можно использовать как путем перетаскивания влево и вправо (рис.
11. 10), так и вводя абсолютное числовое значение с клавиатуры после щелчка на параметре (рис. 11.11).
Рис. 11.10. Относительное изменение параметра эффекта осуществляется при помощи техники перетаскивания активной надписи
Рис. 11.11. Ввод абсолютного значения параметра эффекта с клавиатуры
Примечание
Напомним еще раз, что настройка параметров может производиться как в палитре Effect Controls
(Управление эффектом), так и в окне Timeline (Монтаж).
Наконец, скажем несколько слов еще об одной довольно обширной группе параметров, допускающих наглядную визуализацию в кадре композиции. Эти параметры, как правило, касаются настройки геометрии соответствующих эффектов. Такие параметры можно настраивать не только при помощи числовых или аналоговых регуляторов, но и непосредственно в окнах
Composition (Композиция) или Layer (Слой).
Некоторые параметры, такие как, например, свойство Reflection Center (Центр отражения) того же эффекта Mirror (Зеркало), требуют задания на кадре одной определенной точки — центра отражения. Ее можно определить непосредственно в окне
Composition (Композиция), нажав предварительно кнопку вызова параметра в палитре Effect Controls (Управление эффектом) (рис. 11.12).
Рис. 11.12. Визуальное задание точечного параметра в окне Composition
Рис. 11.13. Визуальное задание пространственного параметра в окне Composition
(на примере применения эффекта текстовому слою)
Другие параметры предусматривают определение не одной точки, а целой области на кадре, которая имеет ту или иную геометрию. Обычно при начале регулировки такого параметра в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) в кадре в окне Composition (Композиция) возникает соответствующая фигура, снабженная маркерами обрамления. Перетаскивая маркеры
можно наглядно подобрать желаемый размер фигуры, т. е. определить нужное значение соответствующего параметра или сочетания параметров. Изменения в кадре происходят в режиме реального времени, по мере регулировки. Пример таких действий изображен на рис. 11.13.
Как мы уже сказали, эффекты применяются к отдельным слоям. Однако иногда возникает ситуация, когда вам необходимо настроить один и тот же эффект для нескольких слоев композиции. В этом случае полезным оказывается специальный служебный слой, называемый регулировочным (adjustment layer). Создать его можно командой Layer>New>Adjustment layer (Слой> Создать>Регулировочный слой), после чего новый регулировочный слой появляется в окне
Timeline (Монтаж).
Особенность невидимого регулировочного слоя заключается в том, что эффекты, примененные к этому слою, автоматически применяются и ко всем слоям, находящимся под ним. Таким образом, чтобы назначить группе слоев одинаковый эффект — создайте новый регулировочный слой, разместите его над этими слоями и настройте для него соответствующий эффект.
Примечание
Регулировочный слой допускается редактировать всеми способами, применимыми к обычному слою. Это означает, что его можно масштабировать, повернуть и т. д. Настроенные для него эффекты будут применены к нижним слоям в областях их перекрытия с регулировочным слоем.
Коротко перечислим названия папок с эффектами, находящимися в палитре Effects (Эффекты) (см. рис. 11.2), и скажем несколько слов об их специфике.
3D Channel (Трехмерный канал) — группа преобразований для настройки пространственных эффектов трехмерных слоев; Adjust (Регулировка) — очень важная с практической точки зрения группа спецэффектов, позволяющих регулировать типовые параметры изображения. Сходные эффекты помещены в папку Image Control (Управление изображением). С помощью эффектов этих двух папок можно изменить яркость (brightness), контрастность (contrast) изображения, цветовой баланс, т. е. относительное содержание красного (red), зеленого (green) и синего (blue) цветов в изображении. За эти функции ответственны эффекты Brightness & Contrast (Яркость и контраст) и Color Balance (Цветовой баланс) соответственно. Кроме традиционной RGB-регулировки цветового баланса (red-green-blue), в более сложных эффектах возможна регулировка "оттенок-яркость-насыщенность" (hue-lightness-saturation) и применение интегральных сдвигов спектра изображения в основных цветах; Audio (Аудио) — различные звуковые эффекты, преобразующие звук слоев; Blur & Sharpen (Размытие и резкость) — спецэффекты размытия изображения и повышения его резкости. Некоторые из эффектов имитируют различные устройства или направление размытия, а другие повышают резкость, отыскивая те места в кадре клипа, в которых происходят изменения цвета изображения, и увеличивают степень перехода цвета; Channel (Канал) — эффекты, позволяющие проводить действия с RGB-каналами изображения. Эффект Invert (Обращение) заменяет один или несколько (по выбору пользователя) цветов клипа во всех пикселах дополнительным цветом, т. е. инвертирует изображение; Distort (Искажение) — разнообразные эффекты, деформирующие изображение клипа вдоль различных направлений с разными параметрами. Как правило, эти эффекты имитируют те или иные действия или устройства, например — отражение и т. п.; Expression Control (Управление выражениями) — служебные эффекты, предназначенные для использования их в выражениях; Image Control (Управление изображением) — различные эффекты для регулировки параметров яркости, цветового баланса изображения клипов (см. описание группы эффектов Adjust); Keying (Прозрачные наложения) — группа очень важных эффектов, при помощи которых можно настроить прозрачность слоя определенным образом и настроить его наложение на нижние слои; Paint (Рисование) — вспомогательные эффекты для процесса рисования на слоях; Perspective (Перспектива) — группа эффектов, добавляющая трехмерные эффекты клипам, например, такие как поворот плоскости кадра клипа, добавление тени, а также растяжения, сжатия или перевороты в различных направлениях; Render (Растр) — эффекты, имитирующие различные оптические устройства, например, эффект Lense Flare (Блик линзы) позволяет создать характерный световой блик, подобно отсвету в объективе камеры; Stylize (Стилизация) — еще одна группа эффектов для имитации разнообразных оптических явлений. Изображение изменяется по довольно сложным алгоритмам, которые создают эффект мозаики (Mosaic), рельефности (Emboss) и т. п.; Time (Динамика) — группа эффектов, достигающих своеобразного размытия изображения клипа во времени. Отдельные последовательные кадры клипа смешиваются друг с другом в определенной пропорции, подчеркивая динамику движущихся объектов на сцене и создавая тем самым эффект размытия, иногда делая его гротескным; Transition (Переход) — эффекты перехода, которые применяются, главным образом, для повышения эффектности смены одного действия другим.
Формат нашей книги, с одной стороны, и огромное число параметров разнообразных эффектов, имеющихся в After Effects, с другой стороны, не позволяют детально разобрать каждый из эффектов. Однако большинство из них реализовано разработчиками на довольно простом и даже интуитивном уровне, поэтому мы надеемся, что разобраться с особенностями нужного эффекта для вас не составит труда.
Примечание
Напомним также читателю, что с галереей имеющихся эффектов можно познакомиться в специальном справочном руководстве по эффектам, которое вызывается командой верхнего меню
Help>Effects Help (Справка>Справка по эффектам). Подчеркнем, что, по сути, это самостоятельное справочное пособие, обособленное от основной справочной системы After Effects.
Пока мы говорили о способах создания эффектов, действие которых на слой постоянно, т. е. не зависит от времени. Между тем, многие спецэффекты можно сделать динамическими, т. е. изменяющими свои параметры во времени. Например, можно создать эффект, который в начале слоя не действует, а к концу слоя достигает максимальной интенсивности. Разумеется, можно задавать и более сложные зависимости параметров эффектов от времени.
На рис. 11.14 приведен пример динамического изменения эффекта Block Dissolve
(Растворение блоками). Интенсивность эффекта вначале нулевая, затем возрастает до максимального значения (этот момент приурочен к смене планов исходного слоя), а затем вновь падает до нуля. При помощи эффектов такого типа особенно удобно создавать спецэффекты, называемые переходами (transition).
Рис. 11.14. Пример динамического эффекта (коллаж)
Настройка динамических эффектов абсолютно идентична настройке стандартной анимации, поэтому, в принципе, можно было бы ничего не говорить здесь более того, что динамические эффекты, по сути, являются анимацией их параметров на основе техники ключевых кадров. Объяснение создания динамического эффекта с рис. 11.14 приведено на рис. 11.15. Тем
не менее, разберем конкретный пример создания динамического эффекта, ограничившись минимальными замечаниями.
Рис. 11.15. Реализация динамического эффекта (см. рис. 11.14)
Настроим динамический эффект, который будет изменять яркость слоя некоторой композиции, делая его первые кадры более темными, а последующие более светлыми.
1. Выделите нужный слой в окне Timeline (Монтаж) и поместите линию редактирования на первый кадр композиции, который вы собираетесь сделать ключевым. В нашем случае это один из первых кадров слоя war.mov.
2. Двойным щелчком на желаемом эффекте, в нашем случае Brightness & Contrast (Яркость и контраст) в палитре
Effects (Эффекты), примените эффект к слою, затем в открывшемся окне палитры
Effect Controls (Управление эффектом) отредактируйте параметры эффекта, например, сделайте слой более темным (рис. 11.16).
Рис. 11.16. Начните настройку с применения обычного эффекта при помощи палитры Effects
Примечание
В окне Timeline откройте группу параметров Effects (Эффекты), чтобы сравнивать дальнейшие действия в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) с состоянием окна Timeline. Обратите внимание, что пока эффект применен ко всему слою и является статическим (значение параметра
Brightness (Яркость) одинаково для всех кадров слоя).
3. Щелкните на секундомере слева от параметра Brightness (Яркость) для создания первого ключевого кадра. После щелчка слева от названия эффекта появится навигатор ключевых кадров с выставленным флажком проверки, говорящим о том, что текущий кадр стал ключевым.
4. Переместите линию редактирования на следующий кадр клипа, который вы собираетесь сделать ключевым, и отрегулируйте параметры эффекта в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) (рис. 11.17).
Рис. 11.17. Создайте ключевые кадры для параметра эффекта и отрегулируйте его параметры на каждом ключевом кадре
5. Поочередно установите линию редактирования на нужные кадры клипа, которые вы желаете сделать ключевыми, и отрегулируйте настройки эффекта в палитре
Effect Controls (Управление эффектом) для каждого из кадров.
6. При необходимости разверните вложенный список параметра Brightness (Яркость) и отредактируйте как его значения на ключевых кадрах, так и тип интерполяции, при помощи графиков самого параметра и скорости его изменения (рис. 11.18).
Рис. 11.18. Отредактируйте динамический эффект, пользуясь графиками изменения параметра и его скорости
Изменить настройки динамического эффекта можно в любой момент либо с помощью добавления новых ключевых кадров, либо изменением настроек
эффекта на существующих ключевых кадрах, либо удалением имеющихся ключевых кадров. Пользоваться при этом следует стандартными методами редактирования анимации (см. урок 10). Особенно удобен навигатор ключевых кадров (keyframe navigator), с помощью кнопок которого слева и справа можно переходить к предыдущему или следующему ключевому кадру слоя. Флажок проверки в центре навигатора отображает информацию о том, является ли текущий кадр фильма ключевым кадром выделенного слоя.
Для удаления текущего ключевого кадра достаточно щелкнуть на флажке проверки навигатора. После этого анимация эффекта перестроится с учетом оставшихся ключевых кадров. Временное отключение динамического эффекта в композиции осуществляется так же, как и в случае статического — нажатием кнопки
Enable Effect (Включить эффект), нажатое состояние которой символизируется буквой f внутри кнопки. Для удаления динамики эффекта просто выключите кнопку с секундомером слева от его названия, и в результате этого все ключевые кадры будут удалены, а эффект останется статическим.
Пока мы рассматривали, как применяются обычные двумерные (2D) эффекты к стандартным двумерным слоям, т. е. слоям с плоским изображением кадра. Между тем, в After Effects имеется тип слоев со специальными свойствами, который позволяет достичь реалистичного трехмерного эффекта. Конечно, изображение, получаемое при помощи этих слоев, также является плоским, однако и стиль редактирования, и его результат позволяют с полным правом назвать эти слои трехмерными (3D) (см. урок 6).
Для реализации иллюзии пространственной протяженности слоев в After Effects имеется несколько дополнительных типов эффектов:
Camera (Камера); Light (Свет).
Эти спецэффекты, предназначенные для применения к трехмерным слоям, настраиваются иначе, нежели стандартные эффекты, и, фактически, сами являются слоями композиции.
Любой из двумерных эффектов, о которых шла речь в предыдущих разделах этого урока, может быть применен к трехмерному слою (за исключением слоев специального вида — камеры и света). Как вы помните
(см. разд. 6.3), для того, чтобы определить любой слой композиции в качестве трехмерного слоя, достаточно в окне
Timeline (Монтаж) выставить соответствующий переключатель режима (в примере на рис. 11.19 переключатель признака трехмерности выставлен для текстового слоя 1945 и снят для видеослоя war.mov).
Рис. 11.19. Создание трехмерного слоя
Для того чтобы применить эффект к трехмерному слою, следует действовать обычным образом, т. е. выделить этот слой, дважды щелкнуть на названии желаемого эффекта в палитре
Effects (Эффекты) и затем отрегулировать его параметры в палитре Effect
Controls (Управление эффектом) или непосредственно в окне Timeline (Монтаж). На рис. 11.20 вы видите пример применения эффекта
Glow (Сияние) к текстовому слою 1945 из предыдущего рисунка.
Рис. 11.20. Обычные эффекты назначаются трехмерному слою стандартным образом
Спецэффект Camera (Камера) изменяет особым образом изображение слоя, имитируя его просмотр через видео- или телекамеры с различных расстояний под различными углами. Применим этот спецэффект слою war.mov (рис. 11.20), предварительно определив его в качестве трехмерного слоя.
1. Создайте и отредактируйте в окне Timeline (Монтаж) трехмерные слои, к которым вы хотите применить эффект камеры.
2. Создайте новый трехмерный слой специального типа — "камера", для чего выберите в верхнем меню
Layer>New>Camera (Слой>Создать> Камера).
3. Определите в открывшемся диалоге Camera Settings (Установки камеры) параметры спецэффекта, соответствующие техническим характеристикам камеры (рис. 11.21).
Рис. 11.21. Диалоговое окно с настройками камеры
4. Отредактируйте вид композиции, используя инструменты работы со светом камерой (рис. 11.22). Инструмент
Orbit camera (Орбитальная камера) предназначен для вращения текущего трехмерного вида, а инструменты
Track XY camera (XY-слежение) и Track Z camera (Z-слежение) — для регулировки трехмерного вида вдоль вертикали и горизонтали, а также вдоль третьей пространственной оси.
Рис. 11.22. Редактируйте вид камеры при помощи набора инструментов Camera
Примечание
При просмотре кадра композиции через камеру убедитесь в том, что в окне Composition (Композиция) выбран соответствующий трехмерный вид, например,
Active Camera (Активная камера).
Обратите внимание, что эффект камеры применяется к композиции особым способом: при помощи добавления нового служебного слоя камеры, который появляется в окне
Timeline (Монтаж) (см. рис. 11.22).
Параметры камеры можно определить (и настроить анимацию) при помощи соответствующих вложенных списков в окне
Timeline (Монтаж). Двойной щелчок на названии камеры вызывает то же самое диалоговое окно
Camera Settings (Установки камеры), в котором можно также поменять характеристики камеры, определенные при ее создании.
Эффект Light (Свет) предназначен для создания характерной подсветки изображения слоя.
1. Создайте и отредактируйте в окне Timeline (Монтаж) трехмерные слои, для которых вы собираетесь настроить подсветку.
2. Создайте новый трехмерный слой специального типа — "свет", для чего выберите в верхнем меню
Layer>New>Light (Слой>Создать>Свет).
3. Определите в открывшемся диалоге Light Settings (Установки подсветки) настройки подсветки (рис. 11.23).
Рис. 11.23. Назначение трехмерному слою подсветки
4. При необходимости отредактируйте настройки света (такие, как положение источника и направление подсветки) в окне
Composition (Композиция) (рис. 11.24).
Рис. 11.24. Настройку подсветки можно проводить визуальным способом в окне Composition
5. Определите для тех слоев, которые вы подсвечиваете, сочетание параметров Material options (Материал) (рис. 11.25). Они задают, каким образом взаимодействует свет, падающий на слой, с этим слоем (имитируя различные отражающие или рассеивающие материалы).
Рис. 11.25. Важными параметрами, влияющими на вид подсветки, являются материал трехмерного слоя и местоположение источника света
Заметим, что как эффект камеры, так и эффект света используют в качестве настроек особые точки привязки (point of interest) к трехмерному слою. Для камеры эта точка определяет ее расположение (т. е. место, откуда камера "смотрит" на трехмерные слои), а для подсветки слоев — расположение источника света. Перемещая точки привязки по кадру при помощи инструмента
Selection (Выбор), вы определяете самый главный параметр этих спецэффектов.
На этом уроке мы познакомились с принципами настройки статических и динамических эффектов слоям композиций, а также конспективно рассказали, какие специальные эффекты предназначены для трехмерных слоев. Эффекты добавляются слоям при помощи палитры
Effects (Эффекты) и настраиваются при помощи другой палитры Effect Controls
(Управление эффектом) или непосредственно в окне Timeline (Монтаж). Принцип настройки динамических эффектов тот же самый, что и принцип анимации слоев (определение ключевых кадров и регулировка на них параметра эффекта).