Снимаем любительский кинофильм

         

ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ


Использование движения съемочного аппарата позво­ляет значительно увеличить длину непрерывно снимаемых эпизодов и не прибегать к соединению отдельных коротких кусков при помощи так называемого резаного монтажа. Такая выразительная форма наиболее естественна и соот­ветствует характеру зрительного восприятия человеком окружающего пространства. Во время наблюдения человек поворачивает голову для рассматривания отдельных участ­ков окружающего пространства, а когда его заинтересуют отдельные детали, он приближается к ним. С удоволь­ствием мы рассматриваем меняющийся пейзаж через окно идущего поезда или автомобиля. В кинематографе камера заменяет восприятие человека, фиксируя на кинопленке изображения с тем, чтобы потом их можно было увидеть в просмотровом зале. Именно такой способ рассматривания изображения позволил применить различные виды движе­ния камеры.

Камера может выполнить некоторые виды движения, находясь в одной точке пространства и только поворачи­ваясь в различных направлениях на головке штатива или в руках оператора. Так выполняются горизонтальные, вертикальные и наклонные панорамы. При легких люби­тельских камерах эти панорамы часто снимают с рук, по это не должно становиться правилом, так как при исполь­зовании штатива всегда достигается более уверенный ре­зультат.

Камера может двигаться сама, находясь на оператор­ской тележке, автомобиле и т. д. Таким путем могут вы­полняться наезд на снимаемый объект, отъезд от него, сопровождение движущегося объекта сбоку или впереди него. Камера, помещенная на так называемом оператор­ском кране, может даже подниматься вверх, сопровождая, например, влезающего на дерево или поднимающегося по лестнице человека. Этот прием часто применялся при съемках в павильоне.

Эффект наезда или отъезда может быть получен также и при неподвижной камере, если использовать объектив с переменным фокусным расстоянием, или, как его иногда называют, трансфокатор. В условиях работы кинолюби­телей это особенно удобно, так как отпадают все заботы, связанные с доставкой на съемку тележки и с ее обслу­живанием. При съемках спортивных соревнований, демон­страций, событий дня и т. д. трансфокатор может оказать­ся совершенно незаменимым.


Однако движения камеры следует применять осторож­но и целенаправленно. Характерная для начинающих ки­нолюбителей склонность к излишнему применению пано­рам дает отрицательные результаты. Подобные результа­ты дает и неосторожное использование трансфокатора. Преувеличенные, не оправданные происходящим действием движения камеры или трансфокатора создают на экране впечатление раздробленности и хаоса. Каждое движение камеры имеет определенные выразительные свойства, умелое использование которых может обогатить фильм. Ритм, задаваемый кадрам и монтажным фразам проду­манными движениями камеры, может способствовать со­средоточению внимания зрителей или, наоборот, рассеи­вать его в зависимости от драматургических задач. Дви­жение камеры придает изображению плавность, которая способствует лучшему восприятию содержания зрителями, чем это достигается последовательным монтажом соответ­ствующих отдельных планов, снятых с неподвижной точки.

Простейшим способом использования движения как выразительного средства является подчинение его движе­нию снимаемого объекта. Перемещение камеры относи­тельно объекта съемки должно применяться в том случае, если необходимо показать большее пространство или бо­лее длительное действие в одном кадре. Служит оно для подчеркивания размеров пространства или установления пространственных и размерных соотношений отдельных элементов в кадре. Кадры, снятые движущейся каме­рой, подчеркивают также длительность действительного времени действия, в то время как отдельные резаные кад­ры могут представлять как большие, так и меньшие от­резки времени в развитии действия.

Панораму чаще всего применяют, если нужно позна­комить зрителя с большим участком ландшафта, который в этих случаях, как правило, снимают общим планом. Па­нораму используют и для сопровождения движущегося персонажа или идущего поезда, если нельзя или трудно снять такой кадр с движением камеры параллельно или впереди движущегося объекта. Иногда панораму приме­няют, чтобы создать определенный эмоциональный эф­фект. Например, съемка панорамы помещения, в котором находится герой, позволяет показать источник грозящей ему опасности и тем самым вызвать напряжение зрителя.



Начало кадра перед панорамированием следует снять неподвижной камерой, что облегчит зрителю ориентацию в пространстве. То же делается и по окончании панорами­рования. Исключением являются переходы на движении, когда один кадр заканчивается панорамой, а следующий ею начинается. Нельзя выполнять последовательные пано­рамы в противоположных направлениях с обратным дви­жением. Наиболее желательно панорамирование в направ­лении слева направо, что совпадает с нашими привычка­ми: так мы читаем, пишем, рассматриваем картины.

Скорость движения камеры и длительность панорамы обусловливаются познавательной или сюжетной задачей снимаемого кадра. Однако движение не должно быть че­ресчур быстрым, так как может появиться стробоскопиче­ский эффект, портящий изображение появлением мигания. Когда же панорама излишне длинна, то может вызвать у зрителя скуку; также утомляет излишнее количество повторяющихся панорам.

Одной из задач, решаемых панорамированием, являет­ся выравнивание кадра и регулирование композиции при появлении новых действующих лиц и их приближении к аппарату, так как это может вызвать выход их голов за пределы кадра. Панорамирование вниз используют при размещении актера в центре кадра, когда он садится на что-нибудь.

Целью движения камеры при проезде является плав­ное сопровождение действия и передача его в ровном вы­бранном темпе. Чаще всего проезд сопровождает идущих или едущих героев, хотя для достижения аналогичного ре­зультата можно применять так называемую рирпроекцию, которая, однако, по уровню технического качества полу­чаемого изображения уступает нормальному проезду и в любительских условиях практически неосуществима5.

Естественно, что проезд должен выполняться так, что­бы не возникала вертикальная или горизонтальная качка, т. е. неустойчивость изображения. С этой целью тележка, на которой установлен съемочный аппарат, должна пере­двигаться по специальным рельсам или по идеально вы­ровненной поверхности. Недопустима какая-либо тряска, если только она не должна имитировать езду по плохой дороге или что-либо аналогичное.



Кадры, снимаемые движущейся камерой, могут следо­ вать один за другим, не нарушая нормальный темп пове­ствования. Таким способом начинается, например, извест­ный французский полнометражный документальный фильм «Америка глазами француза». Камера, находящая­ся в автомобиле, снимает спереди, сбоку, сзади, знакомя зрителя с характерным ландшафтом страны. Это длитель­ное движение ускоряет развитие действия и одновремен­но позволяет, охватив большие пространства, познакомить зрителя с их особенностями. Цветная съемка красочного пейзажа дает интересное объемное решение окружающего пространства. Фильм заканчивается также кадрами, сня­тыми с движением камеры.

Наезд служит для выделения чего-то общего в главной части, на которой постановщик хочет сосредоточить вни­мание зрителя. Это может быть какая-либо деталь (при­ем часто используемый в научно-популярных фильмах) или персонаж, являющийся в данный момент нитью дей­ствия.

В кульминационных сценах наезд часто применяют для показа крупным планом лица героя, что дает зрителям воз­можность следить за его мимикой. Наезд должен выпол­няться плавно и практически незаметно, чтобы создать эф­фект обычного рассматривания, когда человек постепенно подходит все ближе и ближе к объекту, не отдавая себе в этом отчета. Только из драматургических соображений наезд может быть сделан более быстрым или даже очень быстрым для соответствующего воздействия на зрителя. Быстрые наезды часто применяются в сценах катастроф.

Задачей отъезда, наоборот, является включение в дей­ствие дополнительных элементов окружения, расширение места действия или отдаление его, что иногда бывает нуж­но при окончании сцены, эпизода или фильма. Отъезд ослабляет внимание зрителя, заставляя его следить одновре­менно за большим участком пространства.

Наезд и отъезд являются одинаково хорошей формой смены кинематографических планов с более общих на бо­лее крупные, и наоборот. При этом выбор исходного плана зависит от создавшегося положения, развития конфликта или описания действия.

Нужно, однако, еще раз подчеркнуть необходимость осторожного использования этих приемов, так как зло­употребление ими говорит о плохом вкусе.


Содержание раздела