Постановке каждого фильма предшествует подготовка сценария. Только хроникальные темы, выполняемые на основе простой регистрации событий в их естественной последовательности, обходятся без сценария, его заменяет съемочный план, отражающий в общих чертах основы той или другой хроникальной темы.
Во всех остальных случаях написание сценария является первым и основным этапом в создании фильма. Попытки кинолюбителей снимать фильмы без сценария, на основе импровизации, чаще всего кончались плачевно.
В первый период появления кинематографа маленькие фильмы видового характера снимались без написанного сценария. Перед установленным неподвижно киноаппаратом актеры выполняли порученные постановщиком задания. При этом они не заботились о каких-либо драматургических или композиционных тонкостях. Речь шла только о наибольшей подвижности и забавных ситуациях. Все происходило главным образом на одном расстоянии, при котором все актеры были видны с одного положения кинокамеры, что позволяло не думать о последующем монтаже. Если все было снято без технических неполадок, то фильм был готов для показа в иллюзионе или световом театре сразу после окончания съемки и лабораторной обработки. Так работали братья Люмьер и Мельес — первые кинолюбители.
Однако с течением времени искусство кино развивалось, расширялись его изобразительные средства, углублялось содержание фильмов. Искусство кинематографа стало таким же емким, как литература, а по мнению некоторых, оно даже обогнало ее, имея в своем арсенале слово, изображение и различные технические трюки. «В кино нет невозможных вещей» — стало его основой. Кинематограф как самостоятельное и независимое искусство, произведения которого имеют законченную композиционную цельность, требует, чтобы каждая тема, прежде чем быть преобразованной в кинопроизведение, была разработана в деталях на бумаге. Сценарий является чем-то вроде архитектурного проекта будущего здания, красота и совершенство которого должны быть осязаемы уже в самом проекте.