Снимаем любительский кинофильм

         

III. РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ


Казалось бы, что после написания литературного сце­нария и тщательной его проработки можно приступить к съемкам задуманного фильма. Что может этому поме­шать, если уже готов на бумаге его проект? Однако до пер­вой «хлопушки» 1[Здесь и далее даются ссылки на комментарии, помещенные в конце книги.] на съемочной площадке еще далеко.

Литературный сценарий точно определяет только наши творческие замыслы, их направление, разрабатывает кон­струкцию, в которой будет воплощена выбранная тема. Однако чтобы перевести это на язык кино, нужна еще дальнейшая работа.

Прежде чем сценарий станет настоящим проектом фильма, должен быть сделан еще один этап работы, в ре­зультате которого появится режиссерский сценарий, или описание изобразительной и звуковой сторон будущего фильма. Если сценарий мы сравнивали с архитектурным проектом будущего здания, режиссерский сценарий можно сравнить с техническим или рабочим проектом, в котором каждая деталь уже точно привязана к определенному мес­ту с уточнением окончательных пропорций и взаимосвязи элементов.

Режиссерский сценарий — это как бы фильм на бума­ге. Имея такую бумагу в руках, можно спокойно вести наше строительство — снимать фильм.

Режиссерский сценарий готовит режиссер часто вместе с оператором. Так как работа режиссера и оператора тесно связаны, то совместная разработка режиссерского сценария имеет ряд преимуществ. На этом этапе они могут спокойно обсудить структуру будущего фильма, уточнить форму, трактовку образов, стиль. А в период съемок такие уточне­ния заняли бы много времени не только у режиссера и оператора, но и у всей съемочной группы, что привело бы к увеличению стоимости фильма и вызывало бы снижение авторитета обоих постановщиков, так как, приступая к съемке, они обязаны точно знать, чего хотят.

Естественно, что не всегда следует трактовать режис­серский сценарий как совершенно неизменный документ.

Как и в каждом искусстве, сам творческий процесс содер­жит элементы импровизации. Может случиться, что в про­цессе съемок неожиданно возникает лучший вариант решения данного эпизода, придающий ему благодаря ори­гинальности особый блеск. Отказаться от такой мысли только ради рабского следования готовому сценарию было бы с художественной точки зрения ошибкой. Многие вы­дающиеся режиссеры лучшие эпизоды своих фильмов соз­дали благодаря таким импульсивным импровизациям. А некоторые, пользуясь высоким профессиональным мас­терством и тонкой интуицией, ставили этим способом целые фильмы или их отдельные фрагменты. Однако это относится к исключениям.

В работе кинолюбителя тщательная разработка режис­серского сценария не только облегчает съемку фильма, но и помогает избежать многих неприятных неожиданностей. Кинолюбитель не имеет основательной профессиональной подготовки, большого опыта, соответствующего умения вести себя на съемочной площадке, где необходима полная концентрация внимания и умение управлять происходя­щим. Он должен компенсировать это старательностью в подготовительном периоде и особенно при разработке ре­жиссерского сценария.

Режиссерский сценарий свидетельствует о подготовке постановщика к съемкам. Если он тщательно и правильно разработан, то монтаж фильма не представляет никаких трудностей.

 



Содержание раздела