Снимаем любительский кинофильм

         

VIII. КЛЕИТЬ ИЛИ МОНТИРОВАТЬ?


Закончились съемки, материал после обработки в ла­боратории у нас в руках. С нетерпением, вызываемым желанием увидеть, как все получилось, собираемся на пер­вый просмотр. На экране появляются знакомые места, лица, предметы. Иногда проскакивают засвеченные кон­цы. Кадры, снимавшиеся не в сюжетной последовательно­сти, создают неразбериху. Имея в памяти содержание сня­того фильма, стараемся сравнивать с ним отдельные кад­ры, оценивая их соответствие замыслу. Перед нами фильм, разложенный на элементы, одни из них готовы, другие еще требуют шлифовки. Это напоминает детскую игрушку-картинку, разрезанную на части, которую нужно сложить, подбирая друг к другу отдельные элементы изображения, и только после этого можно будет увидеть нечто целое и понять его содержание.

Теперь наступил этап монтажа фильма. Если предста­вить себе такой идеальный случай, что фильм снимался строго по рабочему сценарию с соблюдением длины от­дельных кадров, предусмотренной в сценарии без запаса, то было бы достаточно склеить все кадры в предусмотрен­ной последовательности и фильм готов. Однако техничес­ки и организационно это невыполнимо, так как в действи­тельности отдельные кадры снимаются по нескольку раз, особенно с участием актеров. Кадры с так называемыми захлестами [Захлест выполняется продлением кадра, который должен со­единяться на «движении» со следующим. Соответственно раньше начинается и тот следующий кадр. Этим предусматривается воз­можность точно в нужном месте соединить смежные кадры, отре­зав лишние куски в процессе монтажа.] обеспечивают точное соединение их при мон­таже со следующими кадрами. Кроме того, некоторые кад­ры могут по разным причинам потребовать включения пе­ребивок, что определяется еще и необходимостью создания нужного ритма изображения. Все это подтверждает, что монтаж является обязательным этапом в производстве фильма, в значительной степени определяющим его худо­жественную форму. Монтаж — это важное средство воз­действия на зрителя, которое способствует лучшему пони­манию фильма.


Основы действия монтажа в полном смысле аналогич­ ны особенностям восприятия человеком отдельных явле­ний в их логической последовательности. Однако монтаж по сравнению с механизмом естественного познания имеет одну дополнительную особенность. Монтаж может не толь­ко отражать действительность изобразительно-звуковыми средствами, но и легко ее преобразовывать, оперируя до­статочно свободно категориями времени и пространства, не говоря уже о различных специальных возможностях, даваемых техникой комбинированных съемок. Нет боль­шого преувеличения в утверждении, что монтаж — это су­щество фильма. Известнейшие создатели фильмов при­дают ему большое значение, полностью используя его воз­можности. Так, Всеволод Пудовкин в своей книге «О мон­таже» писал, что, по его мнению, монтаж не основывается на соединении различных эпизодов в одну ленту, что для него монтаж прежде всего способ выражения основной идеи фильма.
Просматривая в большом количестве любительские фильмы, часто с прискорбием убеждаешься в порче тема­тически хороших замыслов, выраженных в интересных кадрах, в результате неудачного монтажа, при котором те­ряется общий смысл, утрачивается ясность мысли. Легко­весный монтаж предрешает и результат постановки. По­этому на монтаж нельзя жалеть времени. Монтажу нуж­но учиться, а монтируя фильм, следует представить себе, как его будут воспринимать зрители.
 

Содержание раздела