Снимаем любительский кинофильм

         

в профессиональном кинематографе называют съемку


1
Хлопушкой в профессиональном кинематографе называют съемку перед началом каждого кадра специальной таблички с на­званием фильма, номером снимаемого кадра и порядковым номе­ром дубля. При синхронных съемках с записью звука съемка этой таблицы сопровождается ударом по ее рамке деревянной планкой-хлопушкой. Момент удара хлопушки четко виден на одном из кад-риков, а ее звук записан на фонограмме, что позволяет при мон­таже точно и правильно совместить изображение с соответствую­щей ему фонограммой и тем самым обеспечить их синхронность на протяжении всего последующего эпизода.
2
Трансфокатор — киносъемочный объектив с переменным фо­кусным расстоянием, которое можно плавно изменять в определен­ных пределах и во время съемки. Такой объектив заменяет в диапазоне изменения фокусного расстояния набор обычных кино­съемочных объективов с различными фокусными расстояниями и, кроме того, дает возможность получить эффект приближения к объекту съемки или удаления от него путем изменения фокусного расстояния, а следовательно, и масштаба.
Этот прием во многих случаях может заменить киносъемку камерой с объективом постоянного фокусного расстояния, уста­новленной на специальной тележке, приближающейся к снимае­мому объекту (наезд) или удаляющейся от него (отъезд).
Известная разница между кадрами, снятыми с движением ка­меры и с изменением фокусного расстояния объектива, сущест­вует и заключается в том, что в первом случае при изменении рас­стояния между камерой и объектом съемки масштаб предметов, удаленных от аппарата на различные расстояния, изменяется по-разному, а при изменении фокусного расстояния объектива масштаб всех предметов, видимых в кадре, изменяется одинаково, т. е. про­исходит только их укрупнение или уменьшение без одновремен­ного изменения соотношения их размеров между собой, что про­исходит при перемещении кинокамеры.
Объективы с переменным фокусным расстоянием устроены так, что любая установленная величина относительного отверстия — диафрагма — остается неизменной при изменении величины фокус­ного расстояния объектива. Этим обеспечивается постоянство экс­позиции при всех значениях фокусного расстояния.


Объективами с переменным фокусным расстоянием снабжа­ ются многие типы любительских киносъемочных аппаратов:



Тип киносъемочного аппарата
Фокусное расстояние, мм
Относительное отверстие (максимальное)
«Кварц-5»
9 — 36
1:2,4
«Лантан»
7,5 — 32
1:1,4
«Лада»
9 — 36
1:1,7
«Красногорск-2»
17 — 69
1:1,9
(для 16-мм кинопленки)
 
 

3
В настоящее время во всех странах осуществляется переход от системы обычного кинематографа на 8-мм кинопленке к новой системе, получившей название «Супер-8». Эта новая система отли­чается лучшим качеством получаемого на кинопленке фотографи­ческого изображения за счет увеличения размеров, а следовательно, и площади кадра.
Увеличение кадра в системе «Супер-8» достигается за счет уве­личения шага кадра, т. е. увеличения скорости продвижения кино­пленки при той же частоте съемки за счет сокращения размеров перфораций и ширины междукадровых промежутков. Так, если в старой системе размер кадра на кинопленке был 3,55 X 4,9 мм и площадь изображения составляла 17,5 мм2, то в системе «Супер-8» кадр имеет размеры 4,22 X 5,69 мм и площадь изображения 24 мм2. При этом шаг кадра увеличен до 4,23 мм вместо 3,81 мм в старой системе.
Чтобы обеспечить хорошее качество звучания фильмов при экономном расходовании кинопленки, в системе «Супер-8» принята частота съемки и проекции в 18 кадр/с, а перфорации расположены на стороне кинопленки противоположной звуковой дорожке. При­водим расход кинопленки в системе «Супер-8» при частоте съемки 18 кадр/с и в обычной системе звукового 8-мм кинематографа при частоте 24 кадр/с.

Время съемки
 
 
Расход кинопленки, м
обычной системы
системы «Супер-8»
1 с
0,09
0,08
10 с
0,91
0,76
30 с
2,74
2,28
1 мин
5,48
4,57
2 мин
10,97
9,14
3 мин
16,45
13,70

Объективы, входящие в основной комплект киноаппарата, или объективы с переменным фокусным расстоянием обычно не явля­ются столь длиннофокусными, чтобы вызывать в опасной степени указанные явления.


5
Рирпроекция — один из методов съемки комбинированных кинокадров, когда фон. на котором должно развиваться какое-либо действие, например вид из окна идущего поезда, снимается пред­варительно отдельно на натуре. После обработки кинопленки со снятым фоном и изготовления позитива последний демонстрируют специальным точным кинопроектором, обеспечивающим хорошую устойчивость изображения, на полупрозрачный пластикатовый киноэкран на просвет, т. е. со стороны, противоположной рассмат­риванию изображения. На фоне такого киноэкрана располагаются актеры и необходимые элементы декорации и обстановки, а затем их снимают кинокамерой, синфазированной с кинопроектором, де­монстрирующим фон.
Такой метод съемки позволяет, сняв предварительно нужные фоны на натуре, съемку актеров производить в любое удобное время в студии. Из-за технической сложности метод рирпроекции в любительских условиях практически неприменим.
6
Для съемки фильмов 8-мм формата кроме пленки 2X8 ммл разрезаемой после съемки и проявления на две части, иногда еще применяется и кинопленка, имеющая ширину 8 мм. В СССР для та­кой одинарной 8-мм кинопленки применяются киносъемочные ап­параты «Экран», «Экран-3» и «Кама».
4
С увеличением фокусного расстояния киносъемочного объек­тива уменьшается глубина перспективы, увеличивается масштаб изображения снимаемых предметов, но одновременно уменьшается разница в величине изображения предметов, расположенных на различном расстоянии от камеры, что делает изображение более плоским. При излишнем увеличении фокусного расстояния съемоч­ного объектива перспективные искажения могут стать недопусти­мыми. При съемке длиннофокусными объективами видимая ско­рость перемещения объекта, движущегося по направлению к ки­нокамере или от нее, замедляется пропорционально величине фо­кусного расстояния объектива. В то же время на видимую скорость перемещения изображения объектов, перемещающихся перпенди­кулярно оси объектива кинокамеры, величина фокусного расстоя­ния не влияет. Учитывая сказанное, применять для съемок объек­тивы с большими фокусными расстояниями следует с известной осторожностью.


СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА
ГЛАВА I. ВЫБОР ТЕМЫ
СЕМЬЯ НА ЭКРАНЕ
ОТПУСК С КИНОАППАРАТОМ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ПРОСВЕ­ЩЕНИЕ
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
А МОЖЕТ, ЧТО-НИБУДЬ С ФАБУЛОЙ?
ГЛАВА II. СО СЦЕНАРИЕМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
ПРИНЦИП ДВУХ «К» (КОНЦЕПЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ)
СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ
СЦЕНАРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ГЛАВА III. РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО
РАЗРАБОТКА РЕЖИССЕРСКОГО СЦЕНАРИЯ
ЧТО ТАКОЕ МОНТАЖНЫЙ ПЛАН?
ГЛАВА IV. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ПРЕДСЪЕМОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛО­ЩАДКЕ
ГЛАВА V. КАМЕРА ГОТОВА!
КОМПОНУЕМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
ВНУТРИКАДРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ
ДВИЖЕНИЕ И ВРЕМЯ
УСТАНОВКА КАМЕРЫ
КОЕ-ЧТО О СЦЕНИЧЕСКОМ ОФОРМЛЕНИИ ФИЛЬ­МА
НА СОЛНЦЕ И ПРИ СВЕТЕ ЛАМП
ИЗМЕРЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
ГЛАВА VI. СНИМАТЬ — ЗНАЧИТ СТАВИТЬ
НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ПОСТАНОВКА ФИЛЬМА?
ПОСТАНОВЩИК НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА
ГЛАВА VII. ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИТСЯ?
КИНОПЛЕНКА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБОК
ГЛАВА VIII. КЛЕИТЬ ИЛИ МОНТИРОВАТЬ?
ЗАДАЧИ МОНТАЖА
МОНТИРУЕМ ФИЛЬМ
ГЛАВА IX. ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОВОРИЛО
ОЗВУЧЕНИЕ ФИЛЬМА
ЗАПИСЬ ЗВУКА
ГЛАВА X. ЗАВТРА ПРЕМЬЕРА!
ПОДГОТОВКА КИНОПРОЕКЦИИ
ЕСЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЗВУК ЖИВУТ ДРУЖНО ФИЛЬМОТЕКА КИНОЛЮБИТЕЛЯ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
КОММЕНТАРИИ
Вислав Страдомский
СНИМАЕМ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ КИНОФИЛЬМ
Редактор Н.Н. Жердецкая.
Художник Г. Б. Лукашевич. Художественный редактор Л.И. Орлова.
Технический редак­тор В. У. Борисова.
Корректор Н. Я. Корнеева.
Сдано в набор 2/ХII 1974 г. Подписано к печати 19/VIII 1975 г. Формат бумаги 84х1081/32. Бумага типографская № 2. Усл. п. л. 7 56 Уч -изд. л. 7,106. Издат. № 16650. Тираж 100000 экз. Заказ N 2727. Цена 27 коп. Издательство «Искусство». 103051 Москва, Цветной бульвар, 25.
Ордена Трудового Красного Знамени Первая Образцовая типогра­фия имени А А Жданова «Союзполиграфпрома» при Государствен­ном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, поли­графии и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28.
OCR Pirat

Содержание раздела