«70. Мацек идет какое-то время по улице, потом сворачивает в поперечную, такую же узкую и тихую. Остановился. На расстоянии нескольких десятков шагов видит перед собой трех идущих посередине мостовой солдат с автомагами. Мгновенно поворачивается. Слышит за собой окрик: «Стой!» От угла улицы его отделяет один шаг. Крепче обхватив одной рукой портфель, другой инстинктивно тянется в пальто за револьвером. И в этот момент сильный удар в спину сдавил дыхание. Дергается. Как сквозь туман слышит приглушенные выстрелы. Выпускает портфель, падает на землю. Видит над собой большой бело-красный флаг.
71. Железнодорожный вокзал. Перрон. Много ожидающих с вещами. Сидят, дремлют.
Из толпы выходит Кристина. Торопливо идет, осматриваясь.
На перроне появляется дежурный по движению. Далеко в глубине виден прибывающий поезд. Кристина нетерпеливо оглядывается. Наблюдает за выходом на перрон. Громкоговоритель объявляет поезд на Варшаву. Бегут опаздывающие.
Поезд подходит к станции.
72.
Один из солдат поднимает портфель. Второй стоит на коленях около лежащего и торопливо обшаривает карманы пальто. Потом расстегивает пальто.
«И что?» — спрашивает третий, стоящий недалеко с автоматом. Стоящий на коленях вынимает из кармана пиджака документ и подает товарищу. Тот просматривает его и кладет в карман. Первый из солдат в это время вытряхивает на мостовую содержимое портфеля: пижама, грязная рубашка, мыло... Все трое смотрят друг на друга.
«Холера», — бормочет стоящий на коленях.
Наклонился над лежащим. Жив еще. Глаза открыты, но уже уходят в глубину, затягиваются мглой.
«Человек, — говорит с жалостью, — человек, зачем убегал?»
73.
«Громы и молнии!» гремит могучий голос. — «Оркестр!» «Приветствовать день!»
При гулких звуках полонеза в полумраке вслед за жестикулирующим Котовнчем и Сиффертом между столиками движутся пары в направлении к выходу. За ними на некотором расстоянии толпятся официанты и возбужденные смеющиеся судомойки.
Режиссерский сценарий |
|||||||
Сцена 94. Натура. Улица. |
|
||||||
Кадр 319. Укрупненный. 3 метра. Хельмицкий стоит неподвижно. Смотрит еще раз на часы. Медленно двигается на аппарат. |
|
||||||
Кадр 320. Полусредний. 4 метра. Перспектива улицы. Далеко в глубине стоят два солдата, курят. В кадр входит Хельмицкий. Замечает их, двигается вправо. Выходит из кадра. Солдаты стоят, не обращая на него внимания. |
|
||||||
Кадр 321. Средний. 3 метра. Перекресток улиц. В кадр входит Хельмицкий. Идет от аппарата. |
|
||||||
Кадр 322. Укрупненный. 2 метра. Угол дома. Хельмицкий выходит из-за него. Мгновенно останавливается. |
|
||||||
Кадр 323. Общий. 5 метров. На расстоянии нескольких десятков шагов от себя Хельмицкий видит трех солдат с автоматами, идущих по середине улицы. |
|
||||||
Кадр 324. Укрупненный. 3 метра. С движения. Хельмицкий быстро отворачивается. Крепко обхватывает одной рукой портфель. Другая инстинктивно тянется за револьвером. |
Голос за кадром: «Стой!» |
||||||
Кадр 325. Полусредний. 10 метров. В этот момент сильный удар сдавливает ему дыхание. Падает на колени. Дергается, роняет портфель. |
Слышны выстрелы и стук подкованных сапог. |
||||||
(Аппарат быстро опускается вниз.) Над стоящим на коленях развевается огромный бело-красный флаг. Хельмицкий старается подняться, но падает на землю. Кадр 326. Средний немного сверху. Я метра. Хельмицкий лежит на спине неподвижно. В лужах воды отражается небо и высоко развевающийся флаг. |
|
||||||
Сцена 95. Железнодорожный вокзал |
|
||||||
Кадр 327. Средний. 20 метров. Перрон вокзала. Масса советских солдат в полном снаряжении. Гражданские с чемоданами и тюками. (Аппарат движется, приближаясь к Кристине до укрупненного плана.) Кристина беспокойно осматривается. В глубине, за ее спиной, проходит по-езд. Это транспорт орудий в чехлах. На открытых платформах сидят солдаты. Кристина оглядывается. Пар паровоза заслоняет ее лицо. |
Играет гармошка. |
||||||
Сцена 96. Натура. Улица. |
|
||||||
Кадр 328. Укрупненный. 3 метра. Один из солдат обыскивает карманы ттальто Хсльмицкого. Вынимает завядшие фиалки, отбрасывает их в сторону. |
|
||||||
Кадр 329. Средний. 7 метров. Хельмпцкий лежит на спине. Около него три солдата. Один из них обыскивает портфель. Выбрасывает поочередно на мостовую: пижаму, грязную рубашку, мыло. Первый вынимает пз кармана пиджака документ, подает товарищу. Тот просматривает и прячет в карман. Все трое смотрят друг на друга. |
Солдат второй: «И что?» Солдат, стоящий на коленях: «Холера!» |
||||||
Кадр. 330. Укрупненный. 5 метров. Солдат нагибается над лежащим Хельмпц-ким. Тот еще жив. Глаза открыты, но уже уходят в глубину, затягиваются мглой. |
Солдат третий: «Человек, зачем убегал?» |
||||||
Сцена 97. Павильон. «Монополъ», танцевальный зал. |
|
||||||
Кадр 331. Общий. 15 метров. Котовпч гремит могучим голосом. |
Котович: «Громы и молнии!» «Оркестр!» «Приветствовать день!» |
||||||
При гулких звуках полонеза, в полумраке вслед за жестикулирующим Котовичем и |
|
||||||
Сиффертом двигаются пары между столиками в направлении к выходу. За ними на некотором расстоянии толпятся официанты и возбужденные смеющиеся судомойки. Кадр 332. Средний. 4 метра. Оркестр гремит, фальшивя всеми инструментами. Только один пианист колотит по роялю без ошибок и с такой силой, как будто хочет его разломать. |
Фальшивые звуки оркестра. |
||||||
Кадр 333. Средний (на аппарат). 15 метров. Ритм, ритм, ритм делает свое. Пары вытягиваются в длинное шествие, немного как марионетки, вздрагивая и наклоняясь, движутся одна за другой, одинаковые в движениях, смотрящие перед собой стеклянными невидящими глазами. Медленно в темпе полонеза, вместе с движущейся за ними толпой приближаются к выходу. Зал пустеет. Когда зал уже полностью опустел, между столиками вдруг появляется Пененжек, помятый и растрепанный, еще пьяный, несмотря на несколько часов сна, на заплетающихся ногах, жестикулируя в ритм полонеза. В руках держит бело-красный флажок. Марширует по опустевшему залу вслед за другими. |
Пепенжек поет: «Польша для нас воскресла!» |
||||||
Кадр 334. Средний. 5 метров. Они идут через зал первыми к выходу. Мигает люстра, которая сонно светила танцующим бесконечное количество раз. |
|
||||||
Сцена 97. Интерьер. Выход из гостиницы «Монополъ». |
|
||||||
Кадр 335. Средний. 7 метров. Уже в гардеробе. Старый гардеробщик торопливо открывает настежь дверь. Танцующее шествие выходит на площадь. Их встречает ясное утро. |
|
||||||
Сцена 98. Натура. Рыночная площадь перед «Монополем». |
|
||||||
Кадр 336. Общий. 2 метра. День обещает быть отличным. Воздух чистый и холодный. Площадь пуста. |
Слышен только далекий оркестр. |
||||||
Кадр 337. Средний. 6 метров. Котович останавливается. Полонез. Стоит минуту в восхищении. Вдруг во весь голос кричит. С крыши срывается стая голубей и пролетает над головами стоящих. |
Оркестр умолкает. Котович: «Великолепно! Небывало!» Котович: «Да здравствует Польша!» |
||||||
Кадр 338. Общий. 2 метра. Противоположная сторона рыночной площади — сожженные дома. |
Эхо повторяет: «Польша». |
||||||
Кадр 339. Общий. 12 метров. Грязная дорога. Плоский ландшафт. Вербы. Пустынное место. Конец |
Эхо повторяет: «Польша». |
||||||