НА СОЛНЦЕ И ПРИ СВЕТЕ ЛАМП
В киноизображении свет играет необычайно важную роль. При проведении цветных съемок от качества и количества света зависит чистота и насыщенность цветов; в черно-белых фильмах, которые ограничены шкалой нейтрально-серых полутонов, светом создается объемность изображения и определяется его характер. Умелое использование освещения позволяет выявить специфические особенности и фактуру предметов, подчеркнуть композиционное решение кадра.
Любительские фильмы снимаются преимущественно на открытом воздухе при естественном дневном освещении.
Это, с одной стороны, избавляет от хлопот по доставанию, установке и обслуживанию осветительных приборов, по, с другой, заставляет любителя страдать от капризов природы, которая далеко не всегда считается с его желаниями. Погода существенно влияет на условия освещения. При безоблачном небе создается большой контраст света и тени. Если небо затянуто тучами, закрывающими солнце, свет становится рассеянным, скрадывается объем снимаемых предметов и уменьшается контраст. При таком освещении пейзаж приобретает черты монотонности, уменьшается цветонасыщенность, преобладают серые тона. Это худший вид естественного освещения для съемок на черно-белых кинопленках, и использовать его следует только в тех случаях, когда этого требует характер происходящего действия. При цветных съемках положение почти обратное, так как кинопленка «Орвоколор» не выносит контрастного освещения.
Вместе с тем очень хороший эффект дает при безоблачном небе легкая атмосферная дымка, появляющаяся обычно ранним утром, в весеннее и осеннее время.
Такая дымка несколько смягчает освещение и контуры предметов, не уменьшая нужной светотеневой градации, благодаря чему изображение приобретает объемность.
Снимая на натуре, нужно помнить, что естественное освещение изменяется в зависимости от времени дня. Утром и вечером при малых углах падения солнечных лучей получаются длинные глубокие тени. Изменяется также спектральный состав света, который к закату приобретает заметный красный оттенок. При цветных съемках это имеет большое значение, так как влияет на цветопередачу. Солнце в зените сокращает тени и вызывает маскирование контуров очень светлых предметов. Именно по этим причинам наиболее подходящим временем для съемок являются предполуденные и послеполуденные часы, когда можно благодаря богатой светотени получить большую пластичность изображения.
При натурных съемках хорошо располагать действующих лиц спиной к солнцу, подсвечивая их спереди отраженным от специальных отражателей солнечным светом. Такими отражателями могут быть окрашенные белой или серебряной краской листы фанеры. Можно использовать и листы белой бумаги или картона достаточного размера, наколотые на деревянные рамы. Без применения подсветки в этом случае действующие лица получились бы в виде силуэтов с неясными чертами и деталями. Съемка против света (с контровым освещением) подчеркивает объем и протяженность фона. Снятый таким образом пейзаж получается многоплановым, и на нем четко вырисовываются отдельные предметы.
Снежную натуру или водные поверхности снимают, как правило, в безоблачную погоду против солнца. Этим достигается эффект искрящегося снега и подчеркивается фактура его поверхности. То же самое и блики световых отражений на поверхности движущейся воды придают кадру привлекательность. При всех съемках против света нужно внимательно следить за тем, чтобы какое-либо неожиданное отражение солнца не попало в объектив и не засветило часть кадров. Избежать этого можно, применяя на объективе солнцезащитную бленду или компендиум.
Изображениям, полученным при съемке против света, свойствен повышенный контраст, снижающий пластичность и создающий излишне большую разницу между светлыми и темными тонами. Для уменьшения контраста до необходимого уровня целесообразно использовать отражательные подсветы; если это по каким-либо причинам невозможно, то можно уменьшить контраст применением смягчающих насадок или тонких сеточек (например, из нейлонового чулка), надеваемых на объектив.
Большое значение для киноизображения имеет управление его контрастом или разницей яркостей черного и белого, которые влияют на настроение зрителя. Создание настроения при помощи соответствующего освещения имеет огромное значение для драматургии кинопроизведений. Это связано с естественным восприятием человека, у которого ясный, солнечный день создает хорошее настроение, пасмурный — будит беспокойство, а дождь часто вызывает меланхолию. Эти явления, перенесенные в область кинодраматургии, требуют опреденного композиционно-светового решения. В соответствии с этим сцены с хорошим настроением должны разыгрываться на солнечной натуре, а эпизоды, вызывающие ощущение подавленности, должны сниматься в пасмурную погоду, например на фоне темных клубящихся туч.
При черно- белых съемках можно выделить или подчеркнуть важные для общего изобразительного решения кадра элементы, притемняя или осветляя их с помощью соответствующих светофильтров. Свойством светофильтров является осветление участков черно-белого изображения, соответствующих цветам, близким к цвету самого светофильтра при одновременном притемнении дополнительных цветов. Так можно добиться большей выразительности кадров с тучами, применив на объективе желтый фильтр, передающий в более темном тоне голубизну неба. Чем темнее светофильтр, тем мрачнее и зловещее станут тучи. Соответственно можно получить эффект лунного освещения, проводя съемку при солнечном свете. Для этого нужно применить красный светофильтр и сделать съемку с некоторой недодержкой. Чтобы определить величину экспозиции, дающей наилучший эффект, небходимо предваритель» но сделать несколько проб.
Чрезвычайно важным является сохранение единства характера освещения при съемке всех кадров, составляющих одну сцену. Это правило легко нарушается, если съемка отдельных кадров одной сцены выполняется в разное время дня без учета изменения характера освещения для всех кадров, объединенных единством времени действия. То же происходит, когда съемки тянутся слишком долго или по каким-либо причинам повторно переснимается один из кадров. Его нужно снять в условиях освещения и времени дня, идентичных остальным кадрам. Не должно случаться, чтобы в одном кадре герой находился, например, в тени дерева, а в следующем кадре на том же месте, но уже без тени.
Разнообразие характера освещения может сознательно применяться для подчеркивания изменения времени дня и течения времени вообще.
С большими сложностями встречаются кинолюбителе когда им приходится проводить съемки внутри помещений, где необходимо применять искусственное освещение. Для этого требуются специальные осветительные приборы, уменье обращаться с ними и правильно применять их для получения нужного характера освещения.
Как уже говорилось, освещение должно выявлять фактуру поверхностей, подчеркивать объемность предметов и действующих лиц, характеры и различия персонажей. Для обеспечения необходимой величины экспозиции достаточно одного рассеянного света, однако объемность предметов может быть достигнута только благодаря действию направленного моделирующего света.
Иногда освещение выполняет драматургические задачи. Так концентрированный пучок света, выхватывая из темноты лицо или силуэт человека, создает этим необходимый эмоциональный эффект, а соответствующее освещение лица усиливает мимику.
Чтобы исключить ненужные тени и подчеркнуть естественность освещения, снимаемые помещения должны освещаться со многих направлений. Плохое освещение декорации сводит на нет ее достоинства. Видимое зрителем направление падения света должно соответствовать ситуации. Если герой читает книгу при настольной лампе, он должен быть освещен с той стороны, с которой находится лампа. Когда, входя в помещение, зажигают люстру, сверху должно вспыхнуть достаточное количество света и хорошо осветить помещение.
Часто применяемые любителями фотолампы дают рассеянный свет, непригодный для моделирующего освещения. С целью получения эффекта направленного света лампы следует поместить в металлические отражатели или использовать зеркальные лампы, имеющие встроенный внутрь баллона рефлектор.
Для направленного освещения незаменимы прожекторы с линзами Френеля. Если нужно несколько смягчить свет прожектора, то перед линзой устанавливают в специальные пазы одну или несколько натянутых на рамки сеток. Получить большие световые пятна можно, надев на прожекторы так называемые тубусы, или жестяные трубы в форме усеченного конуса. Из-за большого веса прожекторов их устанавливают на специальных штативах с подъемным устройством, позволяющим изменять высоту поворотом ручки.
Снимая в жилых помещениях, нужно помнить о квартирных электропредохранителях, так как включение осветительных приборов большой мощности приведет к их перегоранию. Приступая к съемке, следует поинтересоваться, на какую силу тока поставлены предохранители и не чинились ли они кустарно. Хорошо при этом иметь запасные предохранители для замены.
Наибольшей операторской проблемой при съемках внутри помещений является освещение лица актера. Как много зависит от освещения, легко убедиться, рассматривая фотографии, сделанные двумя разными фотографами. На каждой из них портрет одного и того же человека будет разным. Известна старая теория фотогеничности одних людей и нефотогеничпости других. Вместе с тем дело сводится к тому, что одни черты лица легче выявить светом, так чтобы обеспечить сходство фотографии с оригиналом, а другие требуют нахождения своего особого ключа, по которому должен быть поставлен свет. Плохое освещение из-за неудачного распределения теней может изуродовать самое красивое лицо. Пока не приобретется необходимый опыт и знания в этой области, нужно в отдельных случаях делать пробы, ставя осветительные приборы под различными углами, смягчая освещение и избегая глубоких теней на лице. Часто применяется заднее или так называемое контровое освещение головы, накладывающее приятный рефлекс на волосы и подчеркивающее ее объемность (рис. 7).
Рис. 7. Схема освещения
Выполняя съемки движущейся камерой, целесообразно применить сопровождающее освещение лампами, помещенными около киноаппарата и перемещающимися вместе с ним. Благодаря этому снимаемый объект во время движения кинокамеры всегда освещен одинаково.
Размещая в различных точках съемочной площадки источники света, нужно следить, чтобы лучи света не попадали в объектив и не отражались в окнах, зеркалах и других отражающих поверхностях, находящихся в поле зрения киноаппарата. Такие неустраненные отражения будут зафиксированы при съемке и могут испортить кадр, выявив примененный прием освещения. Предохранением от этого является установка на камере компендиума. Перед съемкой всегда нужно проверять на матовом стекле, а на аппаратах, не имеющих наводки через объектив, прямо на его передней линзе, не видны ли отражения осветительных ламп.
Содержание раздела