Мы рассмотрели весь круг вопросов, связанных с созданием любительских фильмов. В ряде случаев приводились примеры из профессиональных и любительских кинокартин. Делалось это не без основания, так как часто просто трудно провести четкое деление фильмов на профессиональные и любительские. Даже положение, что профессиональный фильм, если применять это общепринятое название, отличается от любительского тем, что ставится из коммерческих соображений, не всегда справедливо. Много фильмов, находящихся в кинопрокате, было создано в результате стремления воплотить свои мысли, чувства, идеи средствами кинематографа. Можно было бы привести ряд названий фильмов из числа находившихся в прокате для подтверждения этого положения. Это главным образом произведения художественные и познавательные.
С другой стороны, все больше любительских фильмов — как у нас, так и за границей — выполнены на высоком уровне, что свидетельствует о приличной профессиональной квалификации. При этом многие из них незаурядны в идейном и художественном смысле. И хотя еще кое-кто пробует отождествлять кинолюбительство с «любительщиной», это происходит только от незнания действительного положения вещей в области кинолюбительского творчества.
Естественно, встречаются и слабые любительские кинофильмы и даже совсем неудачные. Это в значительной мере является результатом недостаточного знания особенностей кинопроизводства и неумения творить с помощью кинокамеры, магнитофона и ножниц. Если, однако, хоть половина энергии, затрачиваемой нашими любителями, будет направлена на углубление своих профессиональных знаний и навыков, можно быть уверенными, что с каждым разом все больше будет удачных, интересных, заслуживающих внимания фильмов.