РАЗРАБОТКА РЕЖИССЕРСКОГО СЦЕНАРИЯ
Кинофильм складывается из кадров, сцеп и эпизодов. .Чем являются эпизод и сцена, говорилось в предыдущей главе, посвященной разработке литературного сценария.
Кадр — это наименьшая динамическая единица фильма (в отличие от наименьшей статической единицы, которой является кадрик), это кусок фильма, снимаемый непрерывно от момента включения камеры до ее остановки. Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того, который будет врщен на экране после монтажа фильма (этот кадр называют монтажным).
Разрабатывая режиссерский сценарий, действие делят на кадры, которые, будучи соответственно соединены между собой, должны дать ясное, последовательное изобразительное повествование. Способ деления фильма на кадры обусловлен кинематографической спецификой, выбранным стилем, а также общей композицией. Продолжительность отдельного кадра определяется длительностью представленного в нем действия. Короткие кадры убыстряют действие, а длинные — приближают его продолжительность к действительной.
Ф6. Крупный план ярче передает психологические переживания актера
Ф7. Компоновать в кадре лежащих людей лучше всего по диагонали, что позволит избежать искажений
Приступая к разработке режиссерского сценария, нужно иметь точное представление об изобразительном характере будущего фильма. Описанное в сценарии содержание должно найти наилучшее кинематографическое изобразительное решение.
Режиссерский сценарий пишется по следующей форме: номер очередного кадра, каким планом он должен быть спят, содержание кадра, характер и содержание звукового сопровождения (диалог или сопроводительный текст, музыка, шумы), замечания о применении различных технических средств при съемке и т. д. В большинстве режиссерских сценариев указывается также длина кадра. Это очень полезно для определения общего метража фильма, а также для сохранения нужного темпа. При синхронных съемках длина кадра определяется длительностью диалога, включая и имеющиеся паузы, в кадрах без текста — путем исчисления предполагаемого времени протекания действия в каждом отдельном кадре. Полученное время пересчитывается в метры кинопленки, соответствующие применяемой узкопленочной системе кинематографа — 16- и 8-мм или «Супер-8» 3.
Для каждого кадра нужно выбрать наиболее подходящий для него план и масштаб съемки. Решающим в этом является выразительность кадра и необходимость передачи каких-либо содержащихся в нем сведений. Выбирая план для кадров в документальных фильмах, необходимо учитывать содержание и пространственные свойства объектов съемки, исключать изобразительно неинтересные фрагменты.
Ф8. Нерезкость второго плана подчеркивает его временную несущественность, концентрируя внимание зрителя на первоплановом действующем лице
Ф9. Перспектива с «птичьего полета» позволяет легко ознакомить с местом действия большим количеством участников
Ф10. Кадр, снятый снизу, усиливает монументальность фигуры, подчеркивая одновременно фактуру неба
Ф11. Умело выбранный фон хорошо характеризует место действия
Ф12. Соответствующий реквиант и костюмы актеров определяют время действия
В части, относящейся к описанию содержания кадра, необходимы обобщения, так как сценарий не должен разрастись до размеров объемистого тома, в который нужно будет вчитываться на съемочной площадке. Это не нужно еще и потому, что постановщик, так или иначе, имея «в голове» свой будущий фильм, пользуется описанием содержания кадра только как своего рода конспектом. Нелишним, однако, будет отмечать в описании, какие лица выступают в кадре, какой используется реквизит. Эти элементы облегчают подготовку снимаемого кадра [Прошу читателей не смешивать понятия «кинокадр» в значении поля зрения, охватываемого объективом киносъемочной камеры, и «снимаемый кадр» в значении места и содержания съемки.]. Вместе с тем второстепенные детали жестов отмечаются без уточнений, их окончательная разработка производится на съемочной площадке с учетом индивидуальных особенностей актеров, исполняющих роли.
Ф13. Разделение планов видно благодаря соответствующему освещению
Ф14. Освещение должно выявлять фактуру фона, создавая одновременно соответствующее настроение
Ф15. Умело используя естественные источники освещения, можно достигнуть интересных композиционных решений
Ф16. Характер освещения подчеркивает глубину снимаемого пространства.
Насколько комментарии в сценарии в большинстве случаев могут носить приблизительный характер, настолько текст должен быть окончательно и детально отработан.
Звуковое и шумовое сопровождение обычно вытекает из самого действия, поэтому обозначение его целесообразно в тех случаях, когда это не вытекает однозначно из самого существа изображения в кадре. Однако выделяются места, в которых должна звучать музыка.
Разрабатывая режиссерский сценарий, естественно следует помнить о его рабочем назначении. Он должен облегчать работу при постановке фильма и предупреждать упущения существенных деталей в снимаемом кадре. Как пример построения режиссерского сценария приведем последнюю сцену из сценария фильма А. Вайды «Пепел и алмаз», относящегося к наиболее выдающимся достижениям польской кинематографии последнего двадцатилетия.
Написанный И. Анджиевским и А. Вайдой сценарий существенно отступает от литературного оригинала. Много нитей повести, и не только побочных, но и ряд персонажей, не нашли места в сценарии. Некоторые эпизоды подверглись переформированию. В сценарии появились новые, достаточно значимые для выразительности фильма сцены. К ним относится и предпоследняя сцена в сценарии — символический полонез, который танцует утром в первый день после окончания войны развеселившаяся и подвыпившая компания.
Для сравнения литературного и режиссерского сценариев приводим соответствующие фрагменты.
Содержание раздела