СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ
Построение фильма подчиняется общим для любого драматургического произведения законам. Драматургическая структура действия должна развиваться по восходящей линии до кульминационного момента, являющегося ключевым для содержания произведения. Начинается произведение чаще всего с завязки действия, определения его места и времени. В фильме это обычно представление главных героев или ознакомление с территорией, на которой будут развиваться дальнейшие события.
Классическим примером выполнения этих задач является начало известного японского фильма «Голый остров». Первый план, снятый, очевидно, с вертолета, показывает небольшой скалистый остров, окруженный водами морского залива. Плавное приближение камеры к поверхности выявляет суровость острова. Под конец плана видны мужчина и женщина, несущие по круче тяжелые железные ведра с водой. Это единственный способ орошения высоко лежащего клочка земли, служащего источником существования бедной японской семьи, живущей на маленьком острове. Действие всего фильма разыгрывается на этом острове и представляет борьбу за существование его немногочисленных обитателей.
После экспозиции наступает очередь завязки конфликта и развития действия, в которых будут выявлены отношения между главными персонажами. Возникают ситуации, приводящие к постепенному нарастанию напряжения и все более заинтересовывающие зрителя. В отдельных случаях могут происходить неожиданные повороты действия, изменяющие ход событий с целью намеренно дезориентировать зрителя и захватить его врасплох неожиданным оборотом ситуации. Вскоре после этого, однако, конфликт обычно приобретает первоначальное направление.
Кульминационный момент является главным для завершения действия, это может быть какая-либо катастрофа или решение основной проблемы фильма. И тут наступает одно из труднейших мест сценария — как закончить фильм, чтобы последний аккорд прозвучал достаточно сильно и надолго оставил впечатление. При этом нельзя продлить действие, так как после кульминационного момента происходит падение внимания зрителя и наступает естественная психологическая реакция ожидания конца. Вместе с тем окончание должно быть мягким и деликатным. Последние кадры фильма часто определяют художественный уровень картины и степень таланта ее создателя. Следует обратить внимание на то, как заканчиваются фильмы Де Сики, Феллини, Бергмана, Антониони и других выдающихся режиссеров.
При написании сценария нужно пользоваться простым конкретным языком, избегать описаний литературного характера и не излагать мысли героев. Эти последние в исключительных случаях могут быть даны в виде так называемого внутреннего монолога — голосом героя на экране.
Литературный сценарий может быть написан и в виде последовательно расположенных пронумерованных эпизодов и сцен с указанием содержания, существа действия, его места, обстановки и состава участников. В профессиональной кинематографии применяется также форма киноновеллы, являющейся литературной основой сценария. Это последовательное описание содержания с приведением диалогов. Для сценарной комиссии ее чтение удобнее, чем читка сценария.
Формируя в сценарии действие, необходимо обратить особое внимание на непрерывность и логичность развития событий. Фабула должна быть полностью насыщена действием, так как только в этом случае могут быть вызваны определенные эмоции у публики. Зритель, наблюдая действие на экране, должен, не теряя внимания, следить, за течением событий, и у него не должны возникать вопросы: кто, что и для чего. Единственным исключением из этого правила могут быть фильмы детективного характера, когда вызов сомнений у зрителя является специальным приемом.
Компонуя сценарий, его делят на эпизоды и сцены. Сцена является группой кадров, объединенных единством места и времени действия (за исключением действий, протекающих в параллельном монтаже). Эпизод складывается из нескольких сцен и составляет определенный драматургически законченный фрагмент фильма.
Наибольшей опасностью для качества будущего фильма является подгонка фабулы к определенным тенденциям. Это чаще всего дает плачевные результаты. Таким способом уже не раз губились эффектные замыслы и хорошие темы, а вместо них появлялись схематичные неубедительные образы. Наиболее удачным выходом из положения является умение находить связь между действием и отдельными фактами. Затем нужно добиваться, чтобы образы начали жить собственной жизнью. Этого можно достичь, когда на экране есть кусок настоящей жизни.
В литературном сценарии отражается также звуковая сторона будущего фильма. Она делится на диалоги и всякого рода звуковое сопровождение. Музыкальные элементы являются делом второстепенным и к их разработке приступают только после окончания монтажа фильма. Исключение составляют музыкальные произведения, непосредственно связанные с самим действием или из него вытекающие. В этих случаях их место в фильме должно быть точно установлено, а изобразительный ряд соответственно под них подогнан.
Задачей звукового сопровождения является усиление воздействия на зрителя всего видимого им на экране.
Диалог в современном фильме является компонентом равноправным с изображением, но он не должен доминировать в происходящем действии. Диалог будет единым с изображением, удачным и полным выразительности, если он правильно сочетается с изображением, которое его предваряет и подготавливает. Диалог тем лучше, чем он лаконичнее [В фильме «Безмолвие» И. Бергмана диалог сведен к изредка высказываемым единичным суждениям. Только в одной сцене обмен мнениями немного живее — она является кульминацией фильма. Р. Ламорис в фильме «Красный шар» идет еще дальше: он вообще исключил диалог. Воздействие на зрителя таких фильмов от этого не уменьшилось. В них еще больше содержание сконцентрировалось в изображении.], чем правильнее подходит к изображению, чем больше приближается к обычной разговорной речи без риторических украшений. Автор, пишущий сценарий, должен уметь видеть и слышать его содержание на воображаемом экране и строго критически его корректировать. Не следует работать над литературным сценарием без хотя бы общего знакомства с кинематографическими методами и техникой постановки фильмов. Чем это знакомство будет глубже и всестороннее, тем сценарий будет лучше и кинематографичнее.
Известную помощь в разработке сценария и проверке его кинематографической пригодности может дать проведение анализа темы и действия, содержащегося в сценарии по следующей схеме:
1) эпизоды записываются в драматургической последовательности;
2) определяется задача каждого эпизода;
3) эпизоды делятся последовательно на сцены;
4) ставятся задачи для этих сцен;
5) уточняется характер персонажей, участвующих в действии;
6) определяется цель введения каждого персонажа фильма.
После выполнения такого анализа можно оценить точность разработки сценария, его конкретность и логичность, убедиться, что герои и их действия соответствуют поставленным задачам. При этом имеется возможность сделать необходимые поправки и устранить ошибки в драматургии фильма. Такой анализ хорошо выполнить по прошествии некоторого времени после написания сценария, чтобы иметь хоть небольшую временную перспективу.
Содержание раздела