Снимаем любительский кинофильм

         

УСТАНОВКА КАМЕРЫ


Каждый кадр может быть снят с большого количества различных точек, но только одна из них является наилуч­шей по изобразительному решению в данном конкретном случае. Это будет точка, в которой камера установлена не только на нужном расстоянии от объекта съемки, но и под соответствующим углом.

Из фотографии известны закономерности перспективы и ее изменения, зависящие от углов зрения объективов. Они могут влиять на характер фотографического изобра­жения, вызывать искажения формы, доходящие иногда до недопустимых пределов.

От установки камеры под нужным уголом зависит эмо­циональное качество кадра, положение персонажей или предметов в конкретной обстановке. Отрабатывая компо­зицию очередного кадра, необходимо принимать во внима­ние эти обстоятельства.

Рассмотрим результаты, получаемые при различных точках зрения камеры. Чаще всего съемка ведется при установке камеры на высоте, обеспечивающей нормаль­ную перспективу, что соответствует высоте, с которой че­ловек обычно рассматривает окружающий его мир. При этой точке зрения в киноизображении передаются дейст­вительные пропорции и перспективные соотношения. В зависимости от объектива камера охватывает своим по­лем зрения определенный строго ограниченный участок пространства.

При съемке «с рук» камера находится на высоте глаз, при съемке со штатива — несколько ниже, приблизитель­но на высоте груди мужчины.

При съемке детей или небольших животных близко расположенной камерой ее нужно ставить ниже, чтобы излишний наклон не деформировал пропорций. В кадрах с участием детей камеру устанавливают на уровне высо­ты их глаз или на расстоянии одного метра от поверхно­сти земли.

В некоторых случаях применяется установка камеры почти на уровне пола, что соответствует так называемой «лягушечьей перспективе». Этот прием увеличивает сни­маемый объект, который будет казаться больше, чем он есть в действительности. С эмоциональной точки зрения такие кадры создают впечатление величественности и зна­чимости снятых объектов. Так смотрят верующие на высоко поднятую икону, так подданные глядят на власте­лина, возвышающегося на своем троне.


Известную опасность для оператора представляют высокие здания, которые при несоответствующем угле съем­ки получаются с искаженными пропорциями, т. е. падаю­щими. Такие здания следует снимать с больших расстоя­ний, устанавливая камеру в стороне от линии, перпенди­кулярной к оси здания, а лучше всего со стороны углов, что дополнительно подчеркивает объемность (рис. 4 а и 4 б). Наиболее целесообразно применять для этой цели длиннофокусные объективы.

При высокой установке камеры (так называемая «птичья перспектива») в поле ее зрения попадает значительный участок пространства, что позволяет показать на большой площади толпу народа, познакомить зрителя с топографией местности, на которой развивается действие. Так снимаются некоторые батальные сцены, демонстра­ции, походы, спортивные выступления; в этом случае по­лучаются эффектные кадры, дающие правильное представ­ление о происходящих со­бытиях.

 






Рис. 4а. Съемка с точки, перпендику­лярной оси здания, создает впечатле­ние плоскостности

Рис. 46. Съемка с угловой точки под­черкивает объемность здания

Человек, показанный сверху среди открытого пространства, кажется в нем потерянным, а сфото­графированный с точки, находящейся выше его, получается с уменьшен­ными пропорциями. Могу­чий Голиаф, снятый свер­ху, казался бы слабым по сравнению с маленьким Давидом, показанным с «лягушечьей перспекти­вы».

Рациональное исполь­зование особенностей пер­спективных сокращений всегда дает желаемые Изобразительные резуль­таты. Однако их нужно применять осмотрительно и только в драматургиче­ски обоснованных ситуа­циях, помня о художест­венно-композиционном ка­честве кадра. Оперируя неосмотрительно этими средствами, легко обезобразить внешность героя. Кроме того, применяя крайние перспек­тивные положения камеры, следует учитывать специфиче­ские особенности различных объективов.

Производя съемки в помещении, не следует в одном эпизоде применять объективы различного фокусного рас­стояния, так как на экране это создаст впечатление сок­ращения или увеличения размеров помещения. В очень тесных помещениях, в которых нет возможности найти для камеры достаточно удаленную точку, чтобы снять кадр с нужным охватом пространства, следует применить широкоугольный объектив.





Рис. 5. Точки установки киноапаратов; 1, 2, 3, 4 — правильные — кадры будут монтироваться; точка 5 — неправильная

Важное значение для изобразительного качества филь­ма имеет применение съемочных точек, способствующих повышению выразительности кадра. Без сомнения более интересным будет кадр, еще не встречавшийся в других фильмах. Находки такого рода свидетельствуют о худо­жественной индивидуальности оператора и обогащают фильм. Однако даже самые интересные по форме приемы ни в коем случае не должны применяться за счет сущест­ва содержания.

При частых изменениях точки установки камеры не­обходимо предварительно детально ознакомить зрителя с местом развития событий и тем самым обеспечить ему возможность безошибочной ориентации.

В связи с этим следует напомнить о недопустимости пересечения оператором так называемой оси действия. Этой осью является воображаемая прямая линия, соеди­няющая персонажей, участвующих в действии, на съемоч­ной площадке. Она делит на две части площадь, на кото­рой развивается действие. Камера, движущаяся по одной из этих частей, может занимать любое положение в пре­делах 180°. Пересечение оси действия может дезориенти­ровать зрителя в расположении действующих лиц или предметов, показываемых в связанных между собой оче­редных кадрах.

Это правило можно пояснить следующим примером (рис. 5). В соответствии со сценарием нужно показать в последовательыых кадрах двух разговаривающих между со­бой людей, снимая их поочередно через спины то одного, то другого. Место установки аппарата может быть выбра­но в этом случае либо по одной, либо по другой стороне оси действия, но ни в коем случае не пересекая ее, так как это вызвало бы впечатление изменения взаимного по­ложения актеров: левый оказался бы справа, а правый — слева. То же самое относится и к движущемуся автомо­билю (рис. 6), снятому в следующих друг за другом кадрах. Если нужно показать автомобиль, проезжающий по улице и потом удаляющийся, камера всегда должна сни­мать эти кадры с одной и той же стороны от оси движения автомобиля.



Рис. 6. При указанных точках установки киноаппара­тов относительно движущегося объекта монтируются только планы точек 1 и 3 или 3 и 4; не монтируются планы точек 1 и 4, 2 и 3

Пересечение оси допустимо только при движении ка­меры во время съемки кадра, например при объезде объ­екта съемки по кривой, так как в этом случае зритель следит за ее движением и хорошо ориентируется в обстановке. Если в каком-либо эпизоде имеется несколько осей дейст­вия, что бывает при групповых сценах, и они могут пере­секаться между собой, то камера не должна пересекать ту из них, которая соединяет персонажей, привлекающих особое внимание зрителя в момент перехода к следующе­му кадру.


Содержание раздела