Снимаем любительский кинофильм

         

ЗАПИСЬ ЗВУКА


Приступая к озвучению смонтированного фильма, не­обходимо выполнить следующие работы:

1. Решить окончательно в связи с содержанием дейст­вия, какие музыкальные мотивы будут применены в филь­ме. Это требует хорошего знакомства с музыкальными про­изведениями. В ряде стран есть специально составленные для любителей каталоги, рекомендующие подходящие му­зыкальные произведения для соответствующих кинемато­графических сцен или эпизодов. У нас, если вы сами недо­статочно знакомы с музыкой, хорошо получить совет знакомого музыканта или любителя музыки, показав ему снятый фильм и рассказав о своих замыслах. Кинолюби­тель может использовать для озвучения своих фильмов произведения, записанные на граммофонных пластинках, с которых выбранные фрагменты переписываются на маг­нитофоне. Можно также записать нужные мелодии прямо с радио. В отдельных случаях можно воспользоваться фо­нотекой местной радиостанции.

2. Необходимые звуковые эффекты можно получить из фонотеки, записать по радио или самостоятельно. Однако следует остерегаться плохой имитации. В таком случае лучше вообще отказаться от применения этих эффектов.

3. Если фильм требует сопроводительного текста, то после его написания следует этот текст прочесть один-два раза во время демонстрирования изображения, обращая внимание на то, помещается ли он в соответствующих фрагментах фильма. В противном случае в тексте нужно сделать необходимые сокращения.

4. Просматривая фильм на экране, нужно прохрономет­рировать отдельные его фрагменты, отмечая на листе (можно это сделать на монтажном плане или рабочем сце­нарии, если они отвечают последнему варианту смонтиро­ванного фильма) время начала синхронных эпизодов или других видов звукового сопровождения, например, на ко­торой секунде должна начаться очередная мелодия, зазву­чать очередной шум. Хронометрирование можно заменить подсчетом количества кадриков, помня, что в течение од­ной секунды их проходит через кинопроектор 24 или 16. Однако этот способ требует большого терпения и внима­ния, чтобы не ошибиться при подсчете.


5. Имея готовую запись всех звуковых компонентов на бумаге — звуковую партитуру, приступают в соответствии с нею к записи музыкального сопровождения и звуковых эффектов. Выполнив это, следует проверить правильность сделанных записей, демонстрируя одновременно через ки­нопроектор изображение и звук. Если обнаружится какое-то расхождение в синхронности; нужно внести в запись необходимые поправки. Иногда лучшей может оказаться вырезка пары кадриков, если при этом не нарушится изо­бразительная непрерывность, чем повторение всей записи.

Стартовая отметка на кинопленке с изображением де­лается на ракорде, приклеенном перед шапкой процарапы­ванием или пленочным карандашом. На магнитофонной ленте записывается отметка «старт» или соответствующее место обозначается видимой меткой. Крестик на киноплен­ке после зарядки в кинопроектор должен находиться в проекционном окне, а знак на магнитофонной ленте — на читающей магнитной головке. Кинопроектор и магнитофон должны пускаться одновременно.

6. Если проба окажется удовлетворительной, можно приступить к записи текста, снова пользуясь звуковой партитурой с указаниями времени, когда должны начи­наться его очередные отрывки. Текст вписывается прямо в записанное ранее музыкальное сопровождение. Нужно, однако, считаться с тем, что в случае каких-либо ошибок придется повторно записать не только текст, но и му­зыкальное сопровождение. Этого можно избежать, имея три магнитофона. В таком случае текст записывают от­дельно и, если обнаружатся ошибки, его стирают, а потом переписывают вместе с музыкой на отдельную ленту на третьем магнитофоне.

Если при записи текста используют пьезомикрофон, его нужно располагать близко от диктора, чтобы голос излишне не рассеивался. Помещение, в котором записы­вается речь, должно быть достаточно заглушенным, чтобы не появлялись ненужные отражения, уменьшающие раз­борчивость. При записи музыки необходима нормальная акустика зала, обеспечивающая чистоту и сочность зву­чания.



Располагая помещением, в котором можно изолировать шумящий кинопроектор от диктора, запись ведут непо­средственно под изображение, демонстрируемое кинопро­ектором, что обеспечивает большую точность в синхрони­зации и значительно ускоряет работу.

Если используется система с магнитной дорожкой на фильмокопии, то запись на нее можно выполнять двумя способами:

1. После записи всего звукового сопровождения фильма на магнитофонную ленту с нее производят перезапись зву­ка на магнитную дорожку фильмокопии. Если с первого раза не удастся достигнуть полной синхронности, переза­пись можно повторить. При каждой следующей перезапи­си стирающая головка размагничивает предыдущую не­удавшуюся запись. Во время перезаписи нужно контро­лировать на экране синхронность изображения со звуком. Поскольку при перезаписи не используется микрофон, наличие звукоизолированных помещений не обязательно.

2. Располагая изолированным помещением, можно сопроводительный текст или диалог записывать прямо на магнитную дорожку, наблюдая одновременно за изображе­нием на экране через звукоизолирующее окно и проверяя на слух соответствие текста или диалога. Так же можно поступать и со звуковыми эффектами, записывая отдель­но только музыкальное сопровождение.

При очень сложном звуковом оформлении большую помощь может оказать микшер, благодаря которому мож­но легко выполнять переходы между отдельными мелодия­ми и шумами, делать тише музыку во время звучания текста, изменять уровни звучания. С его помощью легко исправить ошибки в уровне записи.

Записывая звук на магнитофоне, следует контролиро­вать уровень записи по индикатору глубины модуляции. Этот контроль можно осуществлять и непосредственным прослушиванием.  ;

* * *

Среди некоторых кинолюбителей господствует ошибоч­ное представление о звуке в фильме. Им кажется, что до­статочно подложить какую-нибудь «музычку», которая за­полнит глухую паузу, и это все, что нужно. Они полностью заблуждаются. Несоответствующее музыкальное сопро­вождение нарушает единство изображения, часто создает с ним диссонанс и мешает гармоничному восприятию фильма. В ряде случаев зрители могут быть дезориентиро­ваны расхождениями между зрительной и звуковой сторо­нами произведения. Музыка же должна подчеркивать раз­витие действия и его ритм.



Вредным может быть также использование избитых ме­лодий, повторяемых многократно. Как даже терпеливого радиослушателя может вывести из себя многократное по­вторение одной и той же песенки, так и кинозритель будет недоволен, видя в различных фильмах морской пейзаж в сопровождении одной и той же мелодии. Следует избе­гать штампа в музыкальном сопровождении даже в люби­тельских фильмах, если есть желание добиться действи­тельно художественного результата.

Подбирая мелодии, необходимо стремиться, чтобы они составляли законченные музыкальные фразы произведе­ния и не были оборваны где-то на половине такта. Ис­пользуя для собственных целей чужие произведения, нель­зя их искажать. Следует также помнить, что современные музыкальные произведения охраняются авторским правом, и ими можно пользоваться только для частного примене­ния, демонстрируя озвученные ими фильмы только на за­крытых и бесплатных просмотрах.

* * *

Озвучение фильма заканчивает процесс его постановки. В таком виде он уже готов для показа. Подходит момент, когда авторы смогут поделиться с другими людьми своими мыслями, заключенными в фильме, и одновременно про­верить, в какой степени принятая ими форма подачи удов­летворяет зрителей. Минута представления законченного произведения зрителям — самая трудная для каждого ху­дожника, а также и для кинолюбителя. Отсюда замеша­тельство, какое охватывает авторов, когда их фильм в пер­вый раз должен быть показан собравшейся в зале публи­ке, даже если присутствует только небольшое количество знакомых и друзей, интересующихся искусством кино. Посвятим последнюю главу рассмотрению некоторых во­просов, связанных с показом фильма.

 


Содержание раздела