В терминологии CorelDRAW фаской, или скосом, называется плоскость на стыке боковой поверхности тела экструзии с управляющим объектом. Эта плоскость характеризуется двумя параметрами: глубиной и углом фаски. Глубиной фаски называется ширина полосы, которая получается в результате проецирования фаски на продолжение боковой поверхности тела экструзии за управляющий объект. Углом фаски называется острый угол, который плоскость фаски составляет с перпендикуляром к плоскости управляющего объекта. На рис. 12.17 представлены фаски с различными сочетаниями управляющих параметров и вспомогательное диалоговое окно, раскрывающееся при щелчке на кнопке Bevels (Фаски) панели атрибутов.
Рис. 12.17. Фаски: а) угол 45°, глубина 5 мм; б) угол 45°, глубина 20 мм: в) угол 8°. глубина 2 мм. Для контраста фаскам назначена заливка белым цветом
Чтобы добавить фаску к ранее созданному базовому телу экструзии, следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. Выделите тело экструзии с помощью инструмента Pick (Выбор).
2. Щелкните на кнопке Bevels (Фаски) панели атрибутов.
3. В раскрывшемся вспомогательном диалоговом окне (см. рис. 12.17) установите флажок Use Bevel (Использовать фаску).
4. Введите в поле Bevel Depth (Глубина фаски) величину желаемой глубины. Допускается ввод любых значений в диапазоне от 0,0245 до 48 510 мм.
5. Введите в поле Bevel Angle (Угол фаски) величину желаемого угла фаски. Эта величина должна лежать в диапазоне от 1° до 89°.
При добавлении фаски к телу экструзии со стороны управляющего объекта появляется новый многогранник, так что ранее заданные размеры самого тела экструзии не меняются. Имеется возможность показывать на рисунке только этот новый многогранник, отменяя отображение собственно тела экструзии. Для этого служит флажок Show Bevel Only (Показать только фаску).
CorelDRAW позволяет усиливать иллюзию трехмерности изображения за счет дополнительного тонирования поверхностей тела экструзии путем подсветки. Элементы управления этим эффектом расположены во вспомогательном диалоговом окне, раскрывающемся щелчком на кнопке Lighting (Освещение) панели атрибутов инструмента Interactive Extrude (Интерактивная экструзия). На рис. 12.21 представлены три копии тела экструзии с различной подсветкой и соответствующие им установки элементов управления вспомогательного диалогового окна.
Рис. 12.21. Влияние подсветки на внешний вид тела экструзии: а) подсветка отсутствует, в) подсветка одним источником, в) подсветка двумя источниками
CorelDRAW создает иллюзию освещения путем моделирования точечных источников белого света. Таких источников может быть от одного до трех. Пользователь может управлять интенсивностью каждого источника и его расположением по отношению к телу экструзии. Интенсивность регулируется плавно с помощью ползунка Intensity (Интенсивность) или связанного с ним поля. Каждый из трех источников можно расположить в одной из восемнадцати фиксированных позиций, представленных в области предварительного просмотра диалогового окна пересечениями линий «клетки», окружающей шар, изображающий тело экструзии. Чтобы добавить к ранее построенному телу экструзии подсветку, сделайте следующее:
1. Выделите тело экструзии инструментом Pick (Выбор).
2. Раскройте вспомогательное диалоговое окно щелчком на кнопке Lighting (Освещение), расположенной на панели атрибутов.
3. Щелкните на одной из кнопок вспомогательного диалогового окна. В правом ближнем верхнем узле «клетки» появится кружок с номером, соответствующим номеру нажатой кнопки, — он изображает источник света.
4. Перетащите источник света в области предварительного просмотра в нужное положение и установите ползунком Intensity (Интенсивность) желаемую яркость этого источника.
Примечание
Нумерованные кружки, изображающие в области предварительного просмотра источники света, могут быть белого или черного цвета. Черный цвет означает не то. что источник выключен, а то, что он выделен и именно его яркость можно регулировать ползунком Intensity (Интенсивность). Выключателями служат кнопки с нумерованными лампочками — нажатое состояние соответствует включению источника.
5. При необходимости повторите шаги 3-4 для дополнительных источников.
6. Для получения более мягких теней и светлого изображения сбросьте флажок Use Full Color Range (Использовать полный цветовой диапазон). Если требуются более резкие тени с переходом в черный, оставьте этот флажок установленным. Дальнейшая корректировка подсветки выполняется с помощью тех же элементов управления — не забудьте только, что перед раскрытием вспомогательного диалогового окна необходимо выделить не управляющий объект экструзии, а всю группу тела экструзии, поэтому щелчок мышью лучше выполнять на его боковой поверхности.
Экструзия, или, что более правильно, построение проекций тел экструзии, — это еще один из предусмотренных в CorelDRAW способов автоматизации создания иллюзии трехмерности двумерного изображения. При построении проекции тела экструзии изображение плоского объекта преобразуется в перспективную проекцию объемного тела, полученного перемещением этого объекта вдоль оси проецирования.
Примечание
В CorelDF\AW версии 10 было предусмотрено два типа экструзии: век- юрная экструзия и точечная экструзия. Их различали по типам изображений, получающихся в результате экструзии. Результат эксплуатации версии показал сравнительную неэффективность точечной экструзии, поэтому в версии 11 остался только один тип экструзии — экструзия векторная, при которой эффект создается средствами исключительно векторной графики.
CorelDRAW проецирует точки очерка объекта в направлении точки схода перспективы. На линиях проекции как на ребрах строятся боковые поверхности тела экструзии. Направление ребер боковых поверхностей, их направленность на точку схода и образуют иллюзию глубины объекта. После построения тела экструзии можно менять условия проецирования, боковым поверхностям можно назначать заливку, а в местах соприкосновения управляющего объекта и боковых поверхностей строить фаску. Возможна автоматическая генерация светотеневой картины на поверхностях тела экструзии по заданному пространственному расположению источников света.
Преобразование перспективы
Тени и инструмент Interactive Shadow
Экструзия объектов
Построение базового тела экструзии
Добавление фасок
Заливка тел экструзии
Эффекты освещения
Вращение тел экструзии
Основное назначение CorelDRAW — создание иллюстративной графики, большинство произведений которой носят плоскостной, подчеркнуто графический характер. Поэтому передавать глубину и объем изображаемой сцены с учетом освещения и направления взгляда приходится чисто графическими приемами, имитируя блики и тени дополнительными объектами, а перспективу — искажением контурных линий объектов. С этими приемами мы уже познакомились, работая над упражнениями предыдущего урока.
Однако в CorelDRAW имеются средства для автоматического построения эффектов, имитирующих объемность и глубину сцены. В первую очередь к ним относится преобразование перспективы.
Законы геометрической перспективы были разработаны художниками раннего Возрождения, предложившими приемы имитации глубины за счет уменьшения размеров изображаемых объектов пропорционально их удаленности от зрителя. Поскольку такое сокращение размеров соответствует восприятию человеческим глазом реального трехмерного пространства, соблюдение законов геометрической перспективы на двумерном листе бумаги заставляет глаз зрителя поверить в наличие реально отсутствующего третьего измерения. Преобразование перспективы, примененное к индивидуальному объекту или группе, искажает их форму в соответствии с выбранной схемой перспективы.
Для построения теней, отбрасываемых предметами на плоскость, можно воспользоваться приемом объединения группы объектов, изображающих фигуру, с последующим изменением заливки и формы полученного объекта (например, с помощью эффекта перспективы), но можно воспользоваться и специальным инструментом для построения падающих теней.
Эффект экструзии позволяет построить на рисунке проекцию обобщенного цилиндра — тела, образующегося при перемещении плоской фигуры в пространстве в направлении, перпендикулярном ее плоскости. CorelDRAW автоматически выполняет параллельное или перспективное проецирование фигуры и строит как изображения боковых поверхностен обобщенного цилиндра, так и светотеневую картину на них.
Основным средством для построения тела экструзии в CorelDRAW версии 11 являются инструмент Interactive Extrude (Интерактивная экструзия) и соответствующая ему панель атрибутов. В качестве вспомогательного средства работы с телами экструзии имеется также пристыковываемое окно Extrude (Экструзия), элементы управления которого функционально эквивалентны элементам управления панели атрибутов. На рис. 12.13 представлены панель интерактивных инструментов с выделенным инструментом Interactive Extrude (Интерактивная экструзия), указатель инструмента и пример тела экструзии с управляющей схемой. В правой части рисунка показано пристыковываемое окно Extrude (Экструзия).
Рис. 12.13. Инструмент Interactive Extrude, его указатель, пристыковываемое окно Extrude и элементы управляющей схемы экструзии
Далее будем рассматривать только приемы работы с интерактивным инструментом. Чтобы построить базовое тело экструзии, которое впоследствии можно будет модифицировать и редактировать, следует проделать описанные ниже шаги.
1. Откройте панель интерактивных инструментов и выберите в ней инструмент Interactive Extrude (Интерактивная экструзия).
2. Щелкните мышью на объекте, который должен стать управляющим для тела экструзии.
Внимание
Если выбранный объект может выступать в качестве управляющего, рядом с указателем инструмента появится маленькая горизонтальная стрелка. Ее отсутствие говорит о том, что такой объект не годится в качестве управляющего для тела экструзии.
3. Выберите режим векторной экструзии, щелкнув на кнопке Vector Extrusion Mode (Векторная экструзия) на панели атрибутов (рис. 12.14).
Рис. 12.14. Панель атрибутов инструмента Interactive Extrude
4. Начав перетаскивание мышью с любой точки объекта, переместите точку схода, обозначенную на управляющей схеме экструзии косым крестом (см. рис. 12.13), задавая таким образом направление проецирования тела экструзии.
Примечание
Косой крестик, обозначающий точку схода, и остальные элементы управляющей схемы появляются на экране сразу же после начала перетаскивания.
В терминологии CorelDRAW перспективой называется преобразование, искажающее форму объекта таким образом, чтобы имитировать одноточечную или двухточечную перспективу.
По своим результатам преобразование перспективы эквивалентно заключению объекта в четырехугольную огибающую с последующим перемещением ее узлов. Если нарушается параллельность пары противолежащих сторон огибающей, то продолжения первоначально параллельных отрезков будут пересекаться в точке, которая называется точкой схода. При нарушении параллельности обеих пар противолежащих сторон огибающей возникает две точки схода. Соответственно различают частные случаи перспективы: одноточечную и двухточечную. На рис. 12.1 представлен исходный объект (изображение параллелепипеда) и тот же объект, подвергнутый преобразованиям одноточечной и двухточечной перспективы. Сами точки схода на рисунке не показаны, поскольку находятся далеко за его краями, но пунктирными линиями со стрелками обозначено направление на них.
Рис. 12.1. Объект (а), одноточечная (б) и двухточечная (s) перспектива
Добавление перспективы к объекту обратимо - после удаления перспективы объект восстанавливает свою исходную форму, так же как при удалении огибающей.
Внимание
Перспективу можно добавлять к любому отдельному объекту или группе объектов, в том числе — к блокам фигурного текста. Исключение составляют только рамки простого текста и импортированные точечные изображения. К точечным изображениям может применяться специальный точечный эффект, имитирующий перспективу (см. урок 17).
На рис. 12.2 представлены этапы построения преобразования перспективы для прямоугольника (рис. 12.2, а). Специального инструмента для построения перспективы в CorelDRAW не предусмотрено, поэтому процесс начинается с выделения объекта (группы) инструментом Pick (Выбор) и выбора команды Effects > Add Perspective (Эффекты > Добавить перспективу). После выполнения команды поверх объекта появляется пунктирная сетка красного цвета с четырьмя узлами в углах (рис. 12.2, б). При этом автоматически выбирается инструмент Shape (Форма), с помощью которого можно перетаскивать угловые узлы сетки.
Тени, или, точнее, падающие тени, также позволяют создавать иллюзию объемности сцены, подчеркивая расстояние в глубину между объектами. В терминологии CorelDRAW тенью называется монохромное точечное изображение, автоматически формирующееся в составе соединенного объекта класса «падающая тень». В качестве управляющего в таком соединенном объекте выступает объект (или группа объектов), отбрасывающий тень. Поэтому все изменения, вносимые в управляющий объект, влияют на форму тени. Например, увеличение размеров управляющего объекта автоматически приводит к увеличению размеров отбрасываемой им тени.
Примечание
Тени могут отбрасывать практически все объекты CorelDRAW. Исключение составляют только составные объекты (пошаговые переходы, суперлинии, тела экструзии и др.) и другие падающие тени.
В отличие от уже известных нам составных объектов (например суперлиний), состоящих только из объектов векторной графики, в составной объект класса «падающая тень» входит точечное изображение — именно оно имитирует тень. При необходимости составной объект можно разбить на составляющие с помощью операции отделения (см. урок 10). После этого тень превращается в обычное точечное изображение, и его связь с управляющим объектом утрачивается. Можно, например, удалить объект, а тень сохранится.
Так же как в случаях с огибающей и перспективой, параметры настроенной тени можно скопировать на другой объект.
Примечание
Тени можно не только копировать, но и клонировать. Клонирование и клоны обсуждаются в уроке 13, а здесь отметим только, что клони- рование позволяет связывать тени, отбрасываемые различными объектами, в некоторое подобие составного объекта. При изменении параметров тени управляющего объекта все подчиненные объекты будут автоматически воспроизводить сделанные изменения.
На процесс построения тени влияют несколько режимов и управляющих параметров. Их значения можно менять путем перетаскивания мышью элементов управляющей схемы тени или с помощью элементов управления панели атрибутов инструмента Interactive Drop Shadow (Интерактивная тень), представленной на рис. 12.5.
В качестве упражнения для усвоения приемов работы с преобразованием перспективы попробуйте построить простейшую текстовую композицию, представленную на рис, 12.4. Пользуйтесь одноточечной перспективой, гарнитуру и кегль для текстов подберите по своему усмотрению.
Рис. 12.4. Задание к упражнению
Цель этого упражнения — на практике применить приемы работы с интерактивными средствами построения теней и тел экструзии. Вам предлагается построить изображение объемного текста с фасками на передних гранях, освещенного рассеянным светом сзади и, соответственно, отбрасывающего тень вперед (рис. 12.25).
Рис. 12.25. Задание к упражнению
Последовательность выполнения упражнения и конкретные приемы выберите самостоятельно, но имейте в виду следующие соображения.
Гарнитуру для надписи следует подобрать с достаточно широкими штрихами, иначе фаски полностью «срежут» передние грани букв.
Блок фигурного текста в этом упражнении выступает в качестве управляющего объекта сразу в двух составных объектах — тени и теле экструзии. Для удобства выделения текста целесообразно сначала построить тень, а потом — тело экструзии. Вряд ли стоит без необходимости преобразовывать текст в кривые — эффекты, необходимые для построения этого изображения, и так потребуют немало вычислительной мощности.
Поскольку надпись освещается рассеянным светом, во-первых, тень должна быть достаточно сильно размыта; во-вторых, строить градиентную заливку на боковых поверхностях тела экструзии с помощью эффекта подсветки точечными источниками (кнопка Lighting) нецелесообразно — лучше ограничиться переходом от цвета заливки передней грани к белому.
Глубину фаски следует тщательно подобрать. Она должна быть достаточно велика, чтобы не выглядеть просто толстой обводкой передней грани тела экструзии, и достаточно мала, чтобы не «стесать» переднюю грань целиком.
Вращением тела экструзии называется такое изменение параметров перспективной проекции, при котором возникает зрительный эффект разворота тела экструзии в пространстве. Из этого определения сразу видно, что тела с параллельными типами экструзии не могут разворачиваться в пространстве средствами CorelDRAW.
Подсказка
При необходимости поворота тел с параллельным типом экструзии его можно заменить перспективным типом, отодвинув достаточно далеко точку схода и отрегулировав глубину экструзии. Небольшая непараллельность ребер боковых поверхностей тела экструзии будет незаметна.
Для выполнения вращения тела экструзии CorelDRAW 11 предоставляет два инструмента — интерактивный и традиционный, основанный на вводе данных в поля вспомогательного диалогового окна, раскрывающегося после щелчка на кнопке Extrude Rotation (Пространственный разворот) панели атрибутов. Для перехода в режим интерактивного вращения достаточно щелкнуть мышью на маркере управляющей схемы тела экструзии, имеющем форму перечеркнутого квадрата.
В режиме интерактивного вращения к управляющей схеме добавляется новый элемент — охватывающее ее центр цветное штриховое кольцо с треугольными выступами. Форма указателя инструмента также меняется (рис. 12.22, а).
Рис. 12.22. Вращение тела экструзии вокруг вертикальной оси координат
Когда указатель инструмента находится внутри штрихового кольца, он приобретает форму двух кольцевых стрелок. Перетаскивая такой указатель по горизонтали, можно разворачивать тело экструзии вокруг вертикальной оси координат (рис. 12.22, б).
Поскольку достаточно малое смещение указателя инструмента приводит к значительному изменению положения тела экструзии, для выполнения разворота на точно заданный угол удобнее использовать счетчики диалогового окна, которое открывается после щелчка на кнопке Extrude Rotation (Пространственный разворот) и последующего щелчка на кнопке с изображением осей координат, расположенной в правом нижнем углу вспомогательного окна. Упомянутое диалоговое окно с разными значениями в счетчиках можно видеть на рис. 12.22-12.24, причем значения, введенные в счетчики, соответствуют показанным на рисунках вариантам разворота.
Заливку можно назначить для тела экструзии в целом, отдельно для его боковых поверхностей и отдельно — для фаски. Хотя возможно применение не только однородных, но и градиентных, и текстурных заливок, и заливок узором, в большинстве случаев рекомендуется ограничиваться первыми во избежание разрушения иллюзии трехмерности.
Несмотря на то что в CorelDRAW имеется режим распространения заливки управляющего объекта на остальные поверхности — так называемый режим чехла (drape), при котором градиентная и текстурная заливки применяются не к каждой грани отдельно, а ко всей их видимой совокупности в целом (рис. 12.18), — область применения сложных заливок к телам экструзии остается довольно узкой. Чаще всего градиентная заливка боковых поверхностей тела экструзии используется для усиления геометрической перспективы перспективой цветовой — изменением оттенка цвета по мере удаления от наблюдателя. В этом случае градиентная заливка боковых поверхностей строится автоматически.
Рис. 12.18. Заливка тела экструзии полноцветным узором. Слева — режим чехла, справа — обычный режим
В CorelDRAW имеется три способа заливки боковых поверхностей тела экструзии: распространение заливки управляющего объекта, собственная однородная заливка и градиентная заливка (с направлением фронта смены цвета параллельно управляющему объекту). Эти способы иллюстрирует рис. 12.19, а процедуры их назначения приведены ниже.
Рис. 12.19. Заливка боковых поверхностей тела экструзии: а) заливкой управляющего объекта, б) собственной однородной заливкой, в) градиентной заливкой
Чтобы распространить заливку управляющего объекта на боковые поверхности тела экструзии, сделайте следующее.
1. Выделите тело экструзии инструментом Pick (Выбор).
2. Щелкните на кнопке Color (Цвет) панели атрибутов. Раскроется вспомогательное диалоговое окно, представленное на рис. 12.20.
Рис. 12.20. Вспомогательное окно с элементами управления заливкой боковых поверхностей тела экструзии: а) для заливки управляющего объекта, б) для собственной однородной заливки, в) для градиентной заливки