Разберемся, как следует в Adobe After Effects начинать работу над подготовленными вами ранее мультимедийными файлами.
Чего мы хотим:
импортировать в After Effects видео и звук из внешних файлов; просмотреть эти файлы средствами After Effects.
Нам потребуется:
любой видеофайл (он может быть беззвучным), например, файл с расширением avi; любой звуковой файл, например, файл с расширением wav; любой графический файл, например, с расширением bmp.
Начинать работу в After Effects следует с действий в окне Project (Проект) (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Окно Project
Как мы уже говорили, при загрузке программы After Effects создается новый проект, являющийся, по сути, записью всех ваших действий по редактированию фильма. Вначале проект пуст, и ваша задача — поместить туда необходимые файлы или в терминах видеомонтажа — клипы. Поэтому для того, чтобы начать монтировать полноценный фильм с помощью, вам необходимо иметь исходные видео-, звуковые или графические файлы на своем компьютере, проводя различные манипуляции с которыми, в итоге вы получите фильм. Эти файлы, или, по-другому, исходный материал (footage), может появиться в результате предварительной записи видео на цифровые носители (видеокамеры и т. п.), оцифровки аналогового видео при помощи устройств видеозахвата (capture devices), первичного монтажа (например, в программе Adobe Premiere или Windows Movie Maker) и т. д. Звуковые файлы могут быть изначально записаны с помощью микрофона, подключенного
к звуковой карте вашего компьютера, а статические изображения — подготовлены в одном из графических редакторов (к примеру, в Adobe Photoshop или Microsoft Paint).
Вы должны хорошо представлять себе, где именно расположены исходные медиа-файлы на дисках вашего компьютера и, по возможности, не менять их расположения на протяжении того времени, пока работаете над проектом в After Effects. Заметим, что при помощи средств ОС Windows XP удобно ориентироваться в содержимом медиа-файлов (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Предварительный просмотр первого кадра видеофайла в Windows XP
В частности, двойной щелчок на имени того или иного (видео- или звукового) файла позволяет запустить его просмотр или прослушивание в окне установленного в системе проигрывателя, например, Windows Media Player (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Просмотр видеофайла при помощи проигрывателя Windows Media Player
В любом случае перед тем, как получить возможность делать что-либо с предварительно подготовленными медиа-файлами, необходимо поместить
их в окно Project (Проект) программы After Effects, или, говоря иначе, импортировать их в проект.
Для того чтобы импортировать файлы в проект:
1. Щелкните правой кнопкой мыши в свободной области окна Project (Проект).
2. В появившемся контекстном меню выберите Import>File (Импорт>Файл) (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Начало импорта файла в проект After Effects
3. В открывшемся диалоге Import File (Импорт файла) перейдите к содержимому той папки, в которой находятся нужные вам медиа-файлы (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Импорт файла
4. Выделите тот файл в списке содержимого папки, который вы хотите импортировать (в нашем случае это файл movie.avi).
5. Нажмите кнопку Open (Открыть).
В результате имя файла (наряду с его атрибутами) появится в окне Project (Проект) (рис. 3.7).
Рис. 3.6. Управление видом списка файлов при импорте
Рис. 3.7. Импортированный файл появляется в окне Project
Примечание 1
В диалоговом окне Import File (Импорт файла) можно управлять видом списка медиа-файлов при помощи соответствующего выпадающего меню (рис. 3.6). В частности, очень удобен вид просмотра
Thumbnails (Миниатюры), позволяющий непосредственно в диалоговом окне Import File
(Импорт файла) просматривать первые кадры файлов.
Примечание 2
Вызвать диалоговое окно Import File (Импорт файла) можно и более простым способом: двойным щелчком на любом пустом месте окна
Project (Проект). Для освоившихся в среде After Effects пользователей можно также посоветовать активнее применять дополнительные возможности импорта исходных файлов и организации окна
Project (Проект) при помощи папок, подобно тому, как обычные файлы размещаются на диске компьютера.
Если вы захотите импортировать в проект еще какие-либо исходные файлы, чтобы использовать их в создаваемом фильме, то сделать это можно в любой момент работы с After Effects, используя ту же последовательность действий.
Примечание
Медиа-файлы, имеющиеся у вас на компьютере, могли быть изначально сжаты при помощи различных кодеков (см. урок 1). Если соответствующий кодек не был предварительно установлен в операционной системе, то After Effects при импорте выдаст предупреждение о невозможности распознать данный медиа-файл (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Файлы, сжатые при помощи кодеков, не установленных в ОС, не распознаются After Effects
Медиа-файлы других типов импортируются в проекты точно так же. Однако описанный способ импорта вовсе не является единственно возможным. На примере файла с рисунком image.bmp рассмотрим, как можно осуществить импорт при помощи техники перетаскивания (drag-and-drop).
1. Расположите на экране одновременно и окно программы After Effects, и окно той папки, в которой находится медиа-файл, который вы собираетесь импортировать в проект. В нашем случае это файл image.bmp (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Импорт файла в проект After Effects при помощи перетаскивания из папки в ОС Windows
2. Схватитесь за пиктограмму или название файла в папке.
3. Перетащите файл в окно Project (Проект) в программе After Effects.
В результате файл будет импортирован в проект, и его название появится в окне Project (Проект).
Для того чтобы закрепить полученные навыки, импортируем (любым из описанных способов) еще один файл, на этот раз со звукозаписью, например, sound.wav. Сделайте это самостоятельно.
Таким образом, мы теперь имеем в окне Project (Проект) три файла с различными типами медиа: видеофайл movie.avi, звуковой файл sound.wav и рисунок image.bmp (см. рис. 3.12).
Примечание
Если медиа-файлы, которые вы собираетесь импортировать в проект, использовались в последнее время в этом или других проектах, то осуществить их импорт можно проще и быстрее. Для этого в верхнем меню
File (Файл) наведите указатель мыши на пункт Import Recent Footage (Импорт недавнего клипа) и в появившемся подменю выберите нужный вам медиа-файл (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Импорт файла, с которым вы недавно работали в After Effects,
удобно осуществлять при помощи подменю Import Recent Footage
верхнего меню File
Окно Project (Проект) является библиотекой медиа-файлов, из которых вы собираете свой фильм. Бросая на него взгляд, можно сразу сказать, какие файлы задействованы в проекте, и каковы их основные атрибуты. Название текущего проекта отображается в заголовке его окна, причем, пока вы не сохранили вновь созданный проект, он условно называется именем Untitled Project.aep (см. рис. 3.1, 3.7).
Для того чтобы работа по редактированию проекта не пропала, его следует сохранить на диске вашего компьютера. Для этого:
1. Выберите в верхнем меню File>Save (Файл>Сохранить).
2. В открывшемся диалоге Save Project As (Сохранить проект как) введите желаемое имя проекта (рис. 3.11), например, start.aep.
3. Нажмите кнопку ОК.
Рис. 3.11. Сохранение проекта в файле
В результате проект будет сохранен в файле, и имя этого файла появится в заголовке окна
Project (Проект) (см. рис. 3.11). Более подробную информацию о способах работы с файлами проектов After Effects вы получите на уроке 7.
Впоследствии применение команды File>Save (Файл>Сохранить) будет приводить к сохранению проекта в том же самом файле (без вывода диалогового окна).
Совет
По мере редактирования фильмов в After Effects чаще сохраняйте файл с проектом, чтобы при каком-либо сбое в работе программы ваш труд не пропал даром.
Рассмотрим основные детали строения окна Project (Проект), используя в качестве примера импортированные нами только что файлы movie.avi, sound.wav и image.bmp (см. рис. 3.12). Условимся также называть (чтобы не нарушать параллель с программой Adobe Premiere) медиа-файлы, уже импортированные в проект After Effects, клипами (clip), хотя в оригинале разработчики After Effects называют их материалом (footage). Таким образом, у нас в проекте присутствуют: один видеоклип, один
аудиоклип и один клип со статическим изображением.
Под заголовком окна Project (Проект) находится область предварительного просмотра, содержащая миниатюру первого кадра и перечень наиболее важных свойств клипа, выделенного в окне
Project (Проект). Для того чтобы увидеть информацию о клипе и его миниатюру, вам достаточно выделить его в списке клипов, находящемся под областью предварительного просмотpa и занимающем большую часть окна
Project (Проект). Список клипов организован в виде таблицы и содержит не только их имена, но и дополнительную информацию, размещенную в столбцах. Возможно, все столбцы не будут помещаться в окно
Project (Проект), и для Того чтобы их увидеть, вам потребуется слегка увеличить ширину окна, передвинув указателем его правую границу вправо.
Рис. 3.12. Клипы в окне Project (выделен видеоклип)
Попробуйте теперь щелкнуть на всех клипах по очереди — и вы увидите, информация какого рода доступна в области предварительного просмотра для клипов разных типов (сравните при этом ее с информацией о клипах, приведенной в столбцах таблицы).
1. Щелкните в списке на видеоклипе movie.avi — его кадр загрузится в миниатюру области предварительного просмотра (см. рис. 3.12).
2. Щелкните на звуковом клипе sound.wav — в области миниатюры вы увидите пустой кадр и под ним график интенсивности звука. Это указывает на то, что клип содержит только звук (рис. 3.13).
Примечание
Если видеоклип не немой, как в нашем случае, а звуковой, то миниатюра в окне Project (Проект) содержит и амплитудный график интенсивности звука (как для аудиоклипа с рис. 3.13).
Рис. 3.13. В окне Project выделен звуковой клип
3. Щелкните на клипе со статическим изображением image.bmp — вы сможете наблюдать в миниатюре соответствующий рисунок, импортированный из графического файла (рис. 3.14).
Рис. 3.14. В окне Project выделен клип со статическим изображением
4. Щелкните теперь на любом свободном месте окна Project (Проект), т. е. за пределами любого из клипов. Выделение со всех клипов снимется, а область предварительного просмотра станет пустой (рис. 3.15).
Рис. 3.15. Выделение со всех клипов снято
В завершение разговора об импорте нельзя не сказать несколько слов о том, что происходит в программе After Effects, когда мы импортируем в проект файлы. Очень важно понимать, что при этом не создается никаких копий исходных медиа-файлов, а просто информация о них считывается After Effects. Фактически возникновение клипов в окне
Project (Проект) представляет собой просто появление соответствующей ссылки и установление скрытой связи с указанным медиа-файлом.
Таким образом, ни при импорте, ни при дальнейших (часто весьма замысловатых) операциях пользователя в приложении After Effects с исходными медиа-файлами абсолютно ничего не происходит. Все действия по редактированию клипов (такие, как их урезание, применение эффектов и т. д.) заключаются, во-первых, в извлечении программой After Effects необходимой информации из медиа-файла и, во-вторых, в формировании на ее основе вторичного изображения кадра и саундтрека фильма. При этом производится обработка изображения с учетом всех назначенных пользователем эффектов, созданных рисунков и титров и т. п., с тем, чтобы рассчитать окончательный кадр фильма. Такой процесс обработки видео называется рендерингом (rendering).
При просмотре скомпонованного в After Effects фильма программа осуществляет рендеринг кадров настолько быстро, насколько ей это позволяет производительность вашего компьютера. Если компьютер быстродействующий и имеет достаточный объем оперативной памяти, то обработка изображения и выдача итогового видео могут производиться в режиме реального времени. Для менее мощных компьютеров требуется дополнительное время на осуществление рендеринга и подготовку файлов предварительного просмотра.
Завершающим же этапом работы с фильмом является его экспорт, т. е. последовательная обработка компьютером всех кадров композиции, при которой производится извлечение информации из исходных файлов и вычислительная обработка по соответствующим алгоритмам согласно всем действиям пользователя, записанным в проекте. В результате сгенерированный фильм записывается (или, как говорят, экспортируется) в новый медиа-файл (либо сразу выводится на внешнее устройство, если оно надлежащим образом подключено к компьютеру). Еще раз подчеркнем, что исходные медиа-файлы не подвергаются никаким изменениям, а служат простыми поставщиками данных для последующей обработки в After Effects.
Просмотреть и/или прослушать любой исходный видеоклип можно непосредственно в After Effects с помощью предусмотренного для этого окна
Footage (Клип). К примеру, запустим на воспроизведение клип movie.avi.
1. Щелкните дважды на имени интересующего вас клипа (т. е. movie.avi) в окне
Project (Проект) — его первый кадр откроется в появившемся окне Footage (Клип) (рис. 3.16), которое служит в After Effects проигрывателем.
Рис. 3.16. Исходные видеоклипы просматриваются в окне Footage
2. Нажмите в окне Footage (Клип) кнопку Start (Старт) (на нее на рис. 3.16 наведен указатель мыши). В результате клип начнет воспроизводиться в этом окне, а внешний вид кнопки
Start (Старт) изменится на тип Stop (Стоп) (рис. 3.17).
Рис. 3.17. Для приостановки воспроизведения клипа следует нажать кнопку Stop
3. Остановите воспроизведение клипа нажатием кнопки Stop (Стоп) в окне
Footage (Клип) (см. рис. 3.17). В результате воспроизведение клипа приостановится, а эта кнопка опять приобретет вид
Start (Старт), нажатием которой можно будет возобновить воспроизведение клипа с текущего кадра.
Примечание
По умолчанию окно Footage (Клип) использует для просмотра исходных клипов минимальные средства управления воспроизведением (похожие на средства проигрывателя Windows Media Player, как показано на рис. 3.16, 3.17, или QuickTime). Наряду с этим, имеется возможность открыть исходный клип и в
стандартном для After Effects окне просмотра (рис. 3.18), таком же, как Layer (Слой) или
Composition (Композиция). Для этого в момент двойного щелчка на имени клипа в окне
Project (Проект) следует удерживать на клавиатуре клавишу <Alt> (или клавишу <Option>, в том случае, если вы работаете в среде Mac OS).
Точно так же, как видеофайлы, в окне Footage (Клип) могут быть просмотрены звуковые файлы (рис. 3.19) и рисунки (рис. 3.20). Конечно, в разных случаях состав кнопок окна
Footage (Клип) будет различным в зависимости от типа воспроизводимой информации.
Необходимо отметить, что воспроизводить (и затем обрабатывать) в After Effects возможно только те типы файлов, которые поддерживаются этой программой (их полный перечень вы найдете в разд. 7.2). Если вы предпримете попытку импортировать файл неизвестного формата, то будет выдано сообщение об ошибке (например, такое, как показано на рис. 3.21).
Рис. 3.18. Воспроизведение клипа в стандартном для After Effects окне Footage
Рис. 3.19. Прослушивание звукового клипа в окне Footage
Рис. 3.20. Просмотр в окне Footage статического изображения
При просмотре исходных клипов у пользователя часто возникает желание изменить масштаб их изображения (увеличить для того, чтобы различить детали клипа, или уменьшить, например, в целях экономии места на экране). Сделать это, в случае видеоклипов, можно простым изменением размеров окна
Footage (Клип). Просто перетащите любую из границ окна Footage
(Клип) в нужном направлении, и изображение кадра видеоклипа подстроится под изменившиеся размеры окна (рис. 3.22).
Рис. 3.21. При попытке импорта файла неизвестного формата выдается сообщение об ошибке
Рис. 3.22. Просмотр кадра видеоклипа в окне Footage в измененном масштабе
Окно Footage (Клип), в случае клипов со статическими изображениями, содержит панель инструментов в нижней части окна (см. рис. 3.20, 3.23).
Рис. 3.23. Выбор масштаба просмотра клипа с рисунком в окне Footage
Самый левый элемент панели представляет собой выпадающий список, при помощи которого можно выбрать масштаб изображения (рис. 3.23). При просмотре клипов со статическими изображениями перетаскивание границ окна
Footage (Клип) не ведет к изменению масштаба рисунка, а служит для выбора отображения той или иной области рисунка (рис. 3.24).
Рис. 3.24. Для статических клипов изменение размера
окна Footage служит в целях отображения той
или иной области рисунка
Кроме того, для управления просмотром исходных статических изображений удобно использовать палитру
Tools (Инструментарий).
1. Выберите в верхнем меню Window>Tools (Окно>Инструментарий).
2. Откройте в окне Footage (Клип) рисунок (если он у вас не открыт) и установите при помощи выпадающего списка
Scale (Масштаб) какой-либо крупный масштаб просмотра (например, 200% или 800%).
3. Выберите в палитре Tools (Инструментарий) инструмент Hand (Рука) (рис. 3.25).
Рис. 3.25. Различные инструменты палитры Tools служат для проведения тех или иных действий
4. Наведите указатель мыши на окно Footage (Клип) с рисунком. При этом указатель изменит свой вид на пиктограмму руки.
5. Хватаясь за любое место рисунка при помощи инструмента Hand (Рука), перетащите изображение клипа в каком-либо направлении (рис. 3.26).
Рис. 3.26. Инструмент Hand служит
для перемещения видимой части рисунка
относительно активного окна (в данном случае окна Footage)
В результате в окне Footage (Клип) отобразится другой участок изображения статического клипа (сравните рис. 3.25 и 3.26). Таким образом, посредством "перетаскивания" инструментом
Hand (Рука) можно смещать изображение
относительно окна Footage (Клип), просматривая интересующие вас участки в крупном масштабе.
Помимо этого, можно управлять масштабом просмотра статических клипов при помощи инструмента Zoom (Масштаб).
1. Выберите в палитре Tools (Инструментарий) инструмент Zoom (Масштаб).
2. Наведите на окно Footage (Клип) с рисунком указатель мыши, который при этом приобретет вид пиктограммы с изображением лупы.
3. Щелкните в любом месте рисунка — масштаб его отображения увеличится (рис. 3.27).
Рис. 3.27. Увеличение масштаба просмотра статического клипа при помощи инструмента Zoom
4. Нажмите и удерживайте клавишу <Alt> — указатель приобретет вид лупы со знаком "минус" внутри.
5. Повторите щелчок на рисунке при нажатой клавише <Alt>. В результате масштаб отображения рисунка уменьшится (рис. 3.28).
Рис. 3.28. Уменьшение масштаба при помощи инструмента Zoom
Таким образом, при помощи панели инструментов удобно совершать те или иные действия в окне
Footage (Клип) с рисунком. Обратите внимание, что не все кнопки на панели
Tools (Инструментарий) доступны при работе с окном просмотра статического клипа. Недоступные кнопки соответствуют инструментам, которые служат для редактирования тех или иных действий с композициями.
В зависимости от того, какое из окон After Effects является активным в данный момент, панель
Tools (Инструментарий) предлагает тот или иной набор доступных инструментов, соответствующий допустимому набору операций в активном окне.
1. Сделайте активным окно Footage (Клип) с видеофайлом и обратите внимание, что почти все инструменты панели
Tools (Инструментарий), в частности, инструмент Hand (Рука), становятся недоступными (рис. 3.29).
2. Откройте какую-либо композицию в окне Composition (Композиция), и вы увидите, что в этом случае большинство инструментов палитры
Tools можно использовать.
Рис. 3.29. Большинство инструментов являются недоступными при работе с видеоклипом в окне Footage
Импорт видео, звука и рисунков из внешних файлов для использования их в After Effects осуществляется при помощи команды
Import>File (Импорт> Файл) верхнего меню File (Файл). Просматривать исходные файлы можно при помощи окна
Footage. О том, как именно можно добавить клипы в композиции, мы расскажем на следующем уроке.