Самоучитель по Adobe After Effect 6

         

На этом уроке...



На этом уроке мы обратимся к действиям со слоями, которые можно совершать в окне Composition (Композиция), и познакомимся с наиболее часто используемыми инструментами палитры Tools (Инструментарий), которые применяются при редактировании слоев в этом окне.

 Чего мы хотим:

 научиться редактировать слои в окне Composition (Композиция), освоить операции размещения, масштабирования и поворота слоев.

 Нам потребуется:

 любые два видео- (или просто графических) файла для тренировки навыков редактирования слоев в окне


Composition (Композиция).

 Что полезно вспомнить:

 как осуществляется Timeline (Монтаж) (см. уроки 4, 5).

Глава 6.1. Слои в окнах Composition и Layer



На прошлом уроке мы имели дело с приемами редактирования слоев в окне Timeline (Монтаж) и разобрались в том, что действия над слоями в этом окне связаны, главным образом, с просмотром и регулировкой различных (чаще всего, числовых) атрибутов слоев.

Глава 6.1.1. Инструментарий



Многие действия над слоями могут быть выполнены с одинаковым успехом в окне Timeline (Монтаж), либо в окне Composition (Композиция). Операции в окнах Composition (Композиция) и Layer (Слой) связаны, в основном, с визуальным методом редактирования, т. е. вы работаете непосредственно на изображении слоя (рисуете, настраиваете прозрачность, поворачиваете или двигаете слой и т. п.). Для осуществления любых действий над слоем в окне Composition (Композиция) служит палитра Tools (Инструментарий) (рис. 6.1).



Рис. 6.1. Палитра Tools


Палитра Tools (Инструментарий) включает в себя следующие кнопки выбора инструментов:

 Selection (Выбор) — для выделения, перемещения и масштабирования слоев;  Rotation (Вращение) — для поворотов слоев;  Camera (Камера) — для управления спецэффектом камеры;  Hand (Рука) — для перемещения видимого поля вдоль кадра в окне Composition (Композиция);  Zoom (Масштаб) — для выбора масштаба отображения кадра;  Pan Behind (Панорама) — для управления местоположением точки привязки относительно слоя;  Brush (Кисть) — для рисования графических примитивов на слоях;  Clone Stamp (Клонирование) — для создания масок специального вида;  Eraser (Ластик) — для редактирования масок;  Rectangular Mask (Прямоугольная маска), Elliptical Mask (Эллиптическая маска) — для создания масок;  Text (Текст) — для создания текстовых титров;  Реn (Перо) — для рисования масок сложной формы.


Примечание

Перечисленные инструменты называются в оригинале Selection Tool, Hand Tool, Text Tool и т. д. Здесь и далее мы опускаем слово Tool (Инструмент), чтобы не загромождать текст книги.



Не все инструменты, предусмотренные в After Effects, присутствуют одновременно в палитре Tools (Инструментарий). Некоторые из них скрыты за имеющимися кнопками. Как правило, несколько инструментов со сходным назначением размещаются в одной кнопке палитры Tools (Инструментарий), и для их вызова на экран необходимо нажать и удерживать соответствующую кнопку, а затем в появившемся подменю выбрать желаемый инструмент (рис. 6.2). Кнопки тех инструментов, которые имеют скрытую группу, снабжены характерными стрелочками в правом нижнем углу.

Более подробно о назначении каждого из инструментов мы расскажем на соответствующих уроках нашей книги.



Рис. 6.2. Выбор скрытого инструмента в палитре Tools


Глава 6.1.2. Окна Composition и Layer



Как мы уже говорили, изображения кадров слоев можно просматривать и редактировать в двух окнах, имеющих сходное строение:

 окно Composition (Композиция) — показывает скомпилированный текущий кадр всей композиции, включающий изображение всех слоев (рис. 6.3);



Рис. 6.3. Окно Composition показывает текущий кадр композиции

 окно Layer (Слой) — показывает только один из слоев (рис. 6.4).



Рис. 6.4. Окна Layer показывают кадры только одного из слоев композиции


Большинство действий над слоем можно выполнить как в одном, так и в другом окне. Однако некоторые операции проводятся либо только в окне Layer (Слой) (например, рисование линий на слоях), либо в окне Composition (Композиция) (масштабирование, повороты слоев и т. п., требующие регулировки взаимного положения слоя относительно кадра всей композиции).

В окнах Composition (Композиция) и Layer (Слой) можно задать некоторые вспомогательные опции отображения кадра. В частности, можно вызвать на экран границы безопасного размещения кадра и границы безопасного размещения титров. Это бывает важно из-за того, что некоторые типы аппаратуры воспроизведения видео несколько "обрезают" кадр со всех сторон, поэтому часть изображения может не попасть в окончательный фильм. Для включения отображения безопасных границ (safe margins) достаточно нажать соответствующую кнопку в нижней части окна (рис. 6.5).



Рис. 6.5. Безопасные зоны размещения изображения кадра и титров


Глава 6.1.3. Копирование, вставка и дублирование слоя



Со слоями в Adobe After Effects можно производить стандартные операции, находящиеся в пункте верхнего меню Edit (Правка) и принятые в большинстве компьютерных программ.

 Сору (Копировать) — копирует выделенный слой в буфер обмена;  Paste (Вставить) — вставляет скопированный или вырезанный ранее слой из буфера обмена в позицию линии редактирования;  Cut (Вырезать) — удаляет выделенный слой, помещая его при этом в буфер обмена;  Duplicate (Дублировать) — создает дубликат выделенного слоя в окне Timeline (Монтаж);  Clear (Удалить) — удаляет выделенный слой.


Для осуществления перечисленных операций достаточно сначала выделить слой, а затем ввести желаемую команду. На рис. 6.6 и 6.7 показан пример создания дубликата слоя (на рис. 6.7 созданный дубликат немного сдвинут в сторону, чтобы его было лучше видно).



Рис. 6.6. Дублирование слоя при помощи верхнего меню

Примечание

Перечисленные операции правки стандартны и могут применяться в After Effects не только к слоям, но и другим объектам. Требуется лишь предварительно выделить нужный объект.



Рис. 6.7. В результате дублирования в композицию добавляется новый слой с изображением и настройками исходного слоя


Глава 6.1.4. Разбиение слоя



Иногда в процессе монтажа композиций возникает задача разбиения одного слоя на несколько слоев с теми же параметрами. Для разбиения слоя следует воспользоваться соответствующей командой меню Edit (Правка).

1. Выделите тот слой, который вы хотите разбить.

2. Поместите линию редактирования на тот кадр, который будет разделять слои, образованные при разбиении (рис. 6.6).

3. Выберите в верхнем меню Edit>Split Layer (Правка>Разбить слой).

В результате (рис. 6.8) исходный слой будет разбит на два независимых слоя, разделенных линией редактирования.



Рис. 6.8. В результате разбиения образуются два слоя, разделенных линией редактирования


Глава 6.2. Размещение, масштабирование и повороты слоя



Перейдем теперь к базовым приемам монтажа слоев в окне Composition (Композиция). На примере редактирования взаимного расположения двух слоев разного размера рассмотрим, как осуществляются перемещение, масштабирование и повороты их изображений на кадре фильма в окне Composition (Композиция). Рассмотрим проект, содержащий два видеофайла с разными размерами кадра (рис. 6.9).



Рис. 6.9. Слой Big Sky.tif имеет тот же размер кадра, что и композиция


Поочередно поместите два слоя (с разными размерами кадра) в композицию (рис. 6.9, 6.10). Обратите внимание, что по умолчанию слои выравниваются по центру композиции, выдерживая соотношение размеров кадра.

Примечание

Если бы размер кадра какого-либо слоя был больше размера кадра композиции, то в ее кадр поместилась бы лишь часть кадра слоя, а остальная часть осталась бы за его пределами.



Рис. 6.10. Размеры кадра слоя Frozen.mpg меньше кадра композиции


Глава 6.2.1. Перемещение слоев по кадру композиции



Рассмотрим теперь, как можно переместить изображения кадра какого-либо слоя относительно кадра композиции.

1. Сделайте активным инструмент Selection (Выбор).

2. Выделите желаемый слой. Если вы затрудняетесь сделать это в окне Composition (Композиция), то выделите его в окне Timeline (Монтаж). В результате очертания слоя в окне Composition (Композиция) будут выделены несколькими маркерами обрамления.

3. Схватившись за середину слоя в окне Composition (Композиция), перетащите его на новое место (рис. 6.11).



Рис. 6.11. Перемещение слоев по кадру композиции производится перетаскиванием при помощи инструмента Selection


Совсем необязательно, чтобы все изображение слоя размещалось в пределах кадра композиции, любые фрагменты вы можете оставить за его пределами. Однако помните, что After Effects включит в фильм только ту часть области редактирования окна Composition (Композиция), которая будет составлять его кадры.


Глава 6.2.2. Масштабирование слоев



Изображение любого слоя в окне Composition (Композиция) можно увеличить или уменьшить в размерах.

1. Выделите желаемый слой, щелкая на нем в окне Composition (Композиция) или Timeline (Монтаж).

2. Хватаясь инструментом Selection (Выбор) и перетаскивая в нужную сторону маркер обрамления слоя в окне Composition (Композиция), увеличьте или уменьшите его размер (рис. 6.12).



Рис. 6.12. Масштабирование слоев производится перетаскиванием маркеров обрамления при помощи инструмента Selection

Примечание 1

Для того чтобы пропорции слоя были при масштабировании сохранены, удерживайте при этом нажатой клавишу <Shift>. Если вы хотите изменять размер изображения слоя малыми шагами (для его точной регулировки держите нажатой при масштабировании слоя клавишу <Alt>).

Примечание 2

Следует иметь в виду, что, если вы растягиваете изображение слоя до размера, большего исходного клипа (если этот слой был импортирован из внешнего файла), окончательное качество композиции неминуемо ухудшится.


Глава 6.2.3. Поворот слоя



Повороты слоев осуществляются специально предназначенным для этого инструментом Rotation (Вращение) (рис. 6.13).



Рис. 6.13. Повороты слоев вокруг точки привязки осуществляются инструментом Rotation


1. Выделите слой.

2. Выберите инструмент Rotation (Вращение).

3. Перенесите указатель мыши на изображение слоя в окне Composition (Композиция) и, перетаскивая его инструментом Rotation (Вращение), поверните на желаемый угол.


Глава 6.2.4. Управление привязкой



Важно отметить, что поворот слоя производится вокруг некоторого центра вращения, задаваемого специальной точкой на кадре слоя, называемой точкой привязки (anchor point). По умолчанию при создании слоя точка привязки помещается в центр его изображения, но ее можно перенести в любую другую точку. Точка привязки обозначается на слое окружностью с крестом внутри. Она не влияет на внешний вид самого слоя, но играет определяющую роль как при вращении слоев, так и при некоторых других операциях (например, при отражении).

Для того чтобы изменить положение точки привязки относительно изображения слоя, следует воспользоваться инструментом Pan Behind (Панорама) (рис. 6.14).



Рис. 6.14. Инструмент Pan Behind служит для управления положением точки привязки


Для перемещения точки привязки выделенного слоя достаточно схватиться за нее этим инструментом и перетащить на новое место (рис. 6.15). На рис. 6.16 вы видите пример вращения слоя инструментом Rotation (Вращение) относительно нового положения точки привязки (сравните рис. 6.16 с рис. 6.13, на котором точка привязки была в центре изображения слоя).



Рис. 6.15. Перемещение точки привязки относительно слоя в окне Composition


Помните, что при последующем перемещении инструментом Selection (Выбор) изображения слоя по кадру композиции точка привязки будет смещаться вместе с ним, сохраняя положение относительно слоя неизменным.



Рис. 6.16. Пример поворота слоя вокруг точки привязки, находящейся в кадре композиции вне изображения


Глава 6.2.5. Отражение слоев



Помимо возможности изменить размер и ориентацию слоя в кадре композиции, его можно также отразить. Отражение настраивается тем же способом, что и масштабирование, при помощи инструмента Selection (Выбор). Для отражения слоя просто перетащите один из маркеров его выделения, который соответствует направлению отражения, за точку привязки этого слоя (рис. 6.17).



Рис. 6.17. Для отражения слоя перетащите любой маркер выделения за точку привязки


Отражение, как и повороты слоя, осуществляется относительно точки привязки. Если точка привязки находится за пределами слоя, то слой при отражении переместится с одного места на другое в кадре композиции (рис. 6.18).



Рис. 6.18. Пример отражения слоя, точка привязки которого находится за пределами слоя


Глава 6.2.6. Выравнивание и расположение слоев



Если в пределах кадра композиции находится изображение не одного, а нескольких слоев, то иногда возникает проблема их упорядочивания в определенном направлении. Для решения данной задачи в After Effects имеется специальное средство, называемое палитрой Align (Выравнивание).



Рис. 6.19. Перед тем как ввести команду выравнивания, выделите слои и вызовите на экран палитру Align


Чтобы симметрично расположить несколько слоев в кадре композиции:

1. Выделите желаемые слои. Напоминаем, что для выделения нескольких слоев удобно использовать клавишу <Shift>.

2. Вызовите на экран палитру при помощи команды меню Window>Align & Distribute (Окно>Выравнивание и расположение) (рис. 6.19).

3. Нажмите в палитре Align (Выравнивание) кнопку с пиктограммой, представляющей желаемый тип выравнивания (на рис. 6.20 приведен пример выравнивания по горизонтали, а на рис. 6.21 — по вертикали).



Рис. 6.20. Выравнивание нескольких слоев в кадре композиции производится при помощи палитры Align



Рис. 6.21. Пример выравнивания по вертикали


Глава 6.2.7. Параметры слоев в окне Timeline



Возможно, вы обратили внимание на то, что синхронно с изменениями, которые вы производите над слоями в окне Composition (Композиция), в соответствующих строках вложенных списков слоев окна Timeline (Монтаж) также происходят изменения. Это связано с тем, что, меняя положение или иные свойства слоев в окне Composition (Композиция), вы фактически меняете и параметры расположения слоев относительно кадра композиции, хранимые в окне Timeline (Монтаж). С другой стороны, меняя числовые значения этих параметров непосредственно в окне Timeline (Монтаж), можно также управлять слоем. Таким образом, окно Timeline (Монтаж) содержит исчерпывающую запись всех действий пользователя по редактированию в проекте активной композиции.



Рис. 6.22. Параметры слоев можно регулировать в окне Timeline


Для настройки того или иного параметра вам следует раскрыть соответствующий вложенный список Transform (Преобразование) в окне Timeline (Монтаж) и отрегулировать желаемым образом его числовое значение, ориентируясь при этом на изменения, которые происходят со слоем на кадре композиции в окне Composition (Композиция). Список значений параметров приведен в столбце Switches (Переключатели), который можно загрузить в окно Timeline (Монтаж) (если он временно скрыт) при помощи команды Columns (Столбцы) (рис. 6.22).


Глава 6.3. Трехмерные (3D) слои



Особым типом слоев в After Effects являются пространственные или трехмерные (3D) слои. Слои такого типа позволяют довольно реалистично имитировать эффект трехмерного изображения.



Рис. 6.23. Для назначения слою атрибута трехмерности установите в окне Timeline соответствующий переключатель режима


Трехмерный слой можно получить путем преобразования обычного двумерного (плоского) слоя, как бы продолжая его изображение за плоскость кадра, для чего используются специальные средства After Effects. Трехмерные слои получаются из обычных простым присвоением им признака трехмерности.

Для того чтобы определить любой слой композиции в качестве трехмерного слоя, в окне Timeline (Монтаж) выставите возле названия слоя переключатель режима трехмерности (рис. 6.23).

Примечание

Если снять в окне Timeline переключатель трехмерности слоя, то он вернется к обычному плоскому представлению, потеряв всю информацию о его протяженности вдоль оси Z.



После задания трехмерности слоя его можно редактировать как пространственный, т. е. уже не в двух (X, Y), а в трех измерениях (X, Y, Z), о чем говорит символическое представление системы координат, появляющееся в районе точки привязки. На рис. 6.23 она плохо различима, а вот если сделать фон композиции белым и вынести точку привязки за пределы слоя, то направление трех осей X, Y и Z будет хорошо заметно. При наведении указателя на каждую из осей появляется название оси, что говорит о возможности передвинуть (или повернуть) слой в том или ином направлении (рис. 6.24). Конечно, редактировать трехмерные слои приходится, ориентируясь на их обычное плоское представление, однако, набравшись опыта, вы без труда научитесь работать в трехмерном пространстве.



Рис. 6.24. При наведении инструмента Selection или Rotation на ось, возле него появляется название оси (коллаж)


Представление системы координат и стиль пространственной правки слоев могут быть различными. Текущее состояние можно поменять при помощи трех кнопок переключения трехмерного вида, расположенных у правой границы палитры Tools (Инструментарий) (рис. 6.25).



Рис. 6.25. Выбор режима трехмерного вида (коллаж)


Перечислим основные приемы редактирования трехмерных слоев, учитывая, что все операции проводятся теми же инструментами, что использовались для обычных слоев.

1. Выберите инструмент Selection (Выбор) и отрегулируйте им положение слоя, перетаскивая слой в пространстве. Также возможно перемещать слой в том или ином направлении оси, перетаскивая саму ось (рис. 6.26).



Рис. 6.26. Смещение слоя в нужном направлении производится перетаскиванием соответствующей оси инструментом Selection


2. Масштабируйте слой инструментом Selection (Выбор), перетаскивая маркеры его обрамления в нужном направлении (рис. 6.27).



Рис. 6.27. Масштабирование трехмерного слоя осуществляется при помощи перетаскивания маркеров обрамления инструментом Selection


3. Перед поворотом слоя выберите в палитре Tools (Инструментарий) инструмент Rotation (Вращение), а также определите опцию трехмерного поворота: Orientation (Ориентация) или Rotation (Вращение).

4. Наведите инструмент Rotation (Вращение) на нужную ось, либо на границу слоя и, при помощи техники перетаскивания, поверните слой в желаемую сторону (рис. 6.28).



Рис. 6.28. Для поворота трехмерного слоя в пространстве используется инструмент Rotation


5. Выберите Pan Behind (Панорама) и используйте его для изменения расположения точки привязки (рис. 6.29).



Рис. 6.29. Положение точки привязки в трехмерном пространстве регулируется при помощи инструмента Pan Behind

Примечание

Если при редактировании трехмерных слоев работа компьютера начинает существенно замедляться, то выключите на панели инструментов окна Timeline (Монтаж) режим динамического просмотра трехмерного редактирования. В этом случае операции, производимые в окне Composition (Композиция), будут символически представляться при помощи контуров (рис. 6.30).



Рис. 6.30. Если выключить режим динамического просмотра трехмерного редактирования в окне Timeline, то обновление кадра в окне Composition будет происходить быстрее


Важно заметить, что при работе с трехмерными слоями имеется возможность их просмотра с различных точек, расположенных в пространстве с разных сторон этого слоя. В частности, можно просматривать слой сверху, снизу, сбоку, либо посредством специального средства After Effects, называемого камерой (camera), которое позволяет имитировать просмотр слоя через фото- или видеокамеру с заданными характеристиками (фокусным расстоянием объектива и т. п.) с определенной точки в пространстве. Соответственно, направление, с которого слой просматривается в окне Composition (Композиция), будет использовано и при рендеринге композиции, и именно в таком виде войдет в окончательный фильм.

Для того чтобы изменить направление просмотра слоя:

1. Раскройте в окне Composition (Композиция) кнопку вызова меню 3D View (Трехмерный вид) (рис. 6.31).

2. Выберите в появившемся всплывающем меню желаемое направление просмотра слоя.



Рис. 6.31. Для выбора направления просмотра слоя используйте список 3D View


Глава 6.4. Резюме



Редактирование слоев в окне Composition (Композиция) осуществляется визуальным способом при помощи соответствующих инструментов. На этом уроке мы освоили следующие инструменты и операции, которые ими проводятся над обычными и трехмерными слоями:

 Selection (Выбор) — выделение, перемещение и масштабирование слоев;  Rotation (Вращение) — повороты слоев;  Pan Behind (Панорама) — управление точкой привязки относительно слоя.