Самоучитель по Adobe After Effect 6

         

На этом уроке...



На этом уроке мы познакомимся с принципами настройки прозрачности слоев в After Effects и особенностями наложения слоев друг на друга.

 Чего мы хотим:

 научиться настраивать прозрачность слоев композиции и их взаимное наложение;  смонтировать композицию, состоящую из нескольких слоев, накладывающихся друг на друга в соответствии с различными опциями задания прозрачности.

 Нам потребуется:



 проект, содержащий два слоя, — видеоролик, импортированный из внешнего файла, и сплошной (solid) слой над ним.

 Что полезно вспомнить:

 как осуществляется рисование линий при помощи соответствующих инструментов (см. урок 8).

Глава 9.1. О принципах настройки прозрачности



Прежде, чем перейти к особенностям настройки прозрачности слоев в After Effects, коротко остановимся на принципах взаимного наложения слоев и дадим обзор типов прозрачности.

Как мы уже говорили, в окне Timeline (Монтаж) слои накладываются на фон композиции, который можно определить в диалоговом окне Background Color (Цвет фона), которое можно вызвать одноименной командой верхнего меню Composition (Композиция). На фон накладывается изображение нижнего слоя композиции, затем осуществляется наложение следующего слоя и т. д. (рис. 9.1, 9.2).



Рис. 9.1. Слои композиции накладываются друг на друга в порядке их следования в окне Timeline, снизу вверх


Для того чтобы в кадре композиции присутствовали фрагменты изображений нижних слоев или фона:

 кадр верхнего слоя должен быть по размеру меньше кадра композиции;  для верхних слоев должен быть соответствующим образом настроен режим прозрачности.


Рассмотрим более подробно пример композиции, приведенный на рис. 9.1, 9.2, 9.3, состоящей из двух слоев, представленных статическими изображениями в формате Adobe Photoshop (эти слои открыты в окнах Layer (Слой) справа на рис. 9.2).



Рис. 9.2. Расположение слоев, показанных на рис. 9.1, в окне Timeline


Самым нижним слоем (см. рис. 9.1), который не отображается в окне Timeline (Монтаж), но имеется по умолчанию в любой композиции, является ее фон. Как видно из рис. 9.2, начало фильма (до его 2-й секунды) не содержит кадров ни одного слоя. Поэтому композиция содержит только свой фон, что иллюстрируется окном Composition (Композиция) на рис. 9.3 (текущим, как вы можете заметить, является кадр 0:00:01:07). Следующие две секунды фильма его кадр состоит из изображения нижнего слоя Clouds.psd в центре и фона по краям (т. к. размер кадра слоя Clouds.psd масштабирован таким образом, чтобы быть меньше, нежели размер кадра композиции).



Рис. 9.3. Фон композиции и два ее слоя, открытые в окнах Layer


Наконец, на 5-й секунде фильма осуществляется наложение обоих слоев. При этом верхний слой Porthole.psd (точнее, сам исходный файл) не является сплошным, а содержит прозрачные области, разметка которых приведена на рис. 9.4. В результате кадр фильма компонуется с учетом этих прозрачных участков. В центре кадра мы видим фрагмент нижнего слоя, а по краям — фон композиции.



Рис. 9.4. Альфа-канал верхнего слоя композиции


Вообще говоря, прозрачность видео или графики принято описывать дополнительным, помимо RGB, каналом изображения, который называется альфа-каналом. Альфа-канал является, по сути, невидимым дополнительным изображением того же размера и показывает, насколько прозрачными следует считать те или иные пикселы изображения. Черные участки альфа-канала говорят о том, что в этих местах изображение абсолютно прозрачно, белые участки — абсолютно непрозрачно (сплошное). Серые участки альфа-канала означают частичную прозрачность, пропорциональную интенсивности черного цвета. Таким образом, альфа-канал изображения Porthole.psd, показанный на рис. 9.4, содержит только черные (прозрачные) или белые (непрозрачные) участки.

Примечание 1

Подчеркнем, что далеко не каждый рисунок или видеофайл имеет альфа-канал (многие форматы файлов для хранения графики или видео даже не предусматривают возможности включения информации об альфа-канале). При обычных условиях альфа-канал скрыт, а видимым является только стандартное изображение (сформированное RGB-каналами). Однако когда такой рисунок или видеофайл подвергается обработке специальными программами (такими, как Adobe Photoshop, After Effects или Premiere), то информация о прозрачности изображения начинает играть очень важную роль, поскольку именно она задает характер наложения слоев друг на друга.

Примечание 2

Некоторые форматы файлов предусматривают то, что описание прозрачности целиком заключено в альфа-канале, а некоторые (о них мы почти не будем говорить в пределах данной книги) формируют итоговое изображение с учетом взаимодействия его альфа-канала с цветовыми каналами. Это нужно, к примеру, для того, чтобы сделать более прозрачными участки изображения определенного цвета, а другие цвета, напротив, представлять в сплошном виде.



Приведенный пример задания прозрачности слоя относится к использованию альфа-канала, существовавшего в самом исходном файле. Однако при настройке наложений слоев в After Effects такая возможность является далеко не единственной. Существуют следующие типы определения прозрачности слоев:

 настройка для слоя композиции After Effects своего собственного альфа-канала. Она производится путем создания дополнительных изображений, задающих прозрачность участков слоя, называемых альфа-маскам и, или просто маской (mask), которые подобны рис. 9.4. Для каждого слоя может быть назначено несколько различных альфа-масок, которые, складываясь, задают альфа-канал этого слоя. Редактирование альфа-масок может производиться средствами After Effects;  определение в качестве канала прозрачности для некоторого слоя не его альфа-маски, а какого-либо другого слоя композиции (или, иногда, самого этого слоя, либо его отдельных цветовых каналов). Слой, задающий прозрачность, называется слоем-маской (matte). В некоторых случаях такой путь определения прозрачности бывает удобнее для пользователя, нежели рисование альфа-канала;  выбор и настройка прозрачного наложения (key) — специального алгоритма вычисления степени прозрачности пикселов изображения, в зависимости от сочетания их цветов. Например, можно задать такой тип прозрачного наложения (key type), чтобы сделать прозрачными участки кадра какого-то определенного цвета или некоторого диапазона похожих цветов (например, оттенков красного) или т. п. After Effects имеет целый арсенал встроенных типов прозрачных наложений, которые позволяют пользователю реализовать самые различные задачи по совмещению изображений слоев;  использование альфа-канала самого исходного клипа, который импортируется из внешнего файла наряду с цветовыми каналами. В данном случае нет необходимости рисовать альфа-канал в After Effects или применять в качестве масок другие слои композиции (если только вы не хотите изменить прозрачность исходного клипа). Это именно тот тип прозрачности, который мы рассматривали на рис. 9.1, 9.2, 9.3, 9.4;  нельзя не сказать о самом простом типе задания прозрачности: постоянной для всех пикселов изображения слоя. Для этого достаточно определить для данного слоя параметр Opacity (Непрозрачность) группы Transform (Преобразования) в окне Timeline (Монтаж).


Перечисленные типы прозрачности подразумевают, что различные маски могут быть двух типов:

 статическими (неизменными на всем протяжении слоя);  динамическими (т. е. изменяться во времени, от кадра к кадру, делая прозрачными или полупрозрачными различные участки слоя), причем динамика масок определяется аналогично стандартной анимации (см. урок 10 и разд. 9.4).


В следующих разделах данного урока мы на конкретных примерах покажем, как производится разметка прозрачности слоев и осуществляется управление их наложением в композиции.

Глава 9.2. Маски



Любой из слоев композиции может иметь неограниченное число альфа-масок. Маски можно редактировать и просматривать как в виде графики в окне Layer (Слой), так и в символическом представлении в окне Timeline (Монтаж). Накладываясь друг на друга (если их несколько), альфа-маски формируют альфа-канал разметки прозрачности слоя.

Примечание

Следует оговориться, что альфа-маски могут быть как статическими, так и динамическими. Анимация альфа-масок настраивается, как и любая другая в After Effects, при помощи техники ключевых кадров (см. урок 10).


Глава 9.2.1. Прямоугольные и эллиптические маски



Рассмотрим теперь приемы настройки прозрачности на примере композиции, состоящей из двух слоев: нижнего — видеоклипа, импортированного из внешнего файла, и верхнего — сплошного слоя светло-серого цвета (рис. 9.5).



Рис. 9.5. Пока композиция включает в себя два сплошных слоя


Сама композиция имеет черный фон, однако поскольку режим прозрачности ни для одного слоя не определен, кадр композиции формируется исключительно кадром сплошного серого слоя. Определим для верхнего слоя прямоугольную или эллиптическую альфа-маску, чтобы в кадре композиции частично присутствовало изображение с нижнего слоя.

Будем рисовать альфа-маску от руки, пользуясь соответствующим инструментом из палитры Tools (Инструментарий).

1. Выделите в окне Timeline (Монтаж) желаемый слой, в нашем примере Light Gray Solid 1.

Примечание

Можно также открыть слой в его собственном окне Layer (Слой) (для этого, как вы помните, достаточно дважды щелкнуть на его имени в окне Timeline) и рисовать альфа-маску непосредственно на изображении слоя. Однако в отличие от рисования линий (см. урок 8), которое возможно только в окне Layer (Слой), маски можно рисовать и непосредственно на кадре фильма, в окне Composition (Композиция).



Рис. 9.6. Для создания прямоугольной маски выберите инструмент Rectangular Mask


2. В зависимости от желаемой формы маски выберите инструмент Rectangular Mask (Прямоугольная маска) или Elliptical Mask (Эллиптическая маска) (рис. 9.6, 9.7). Учтите, что оба инструмента совмещены в одной и той же кнопке палитры Tools (Инструментарий), и для вызова скрытой кнопки следует нажать совмещенную кнопку и удерживать ее в нажатом состоянии некоторое время. После этого появляется подменю доступных инструментов (рис. 9.7), из которого можно выбрать нужный вам инструмент.



Рис. 9.7. Для создания эллиптической или круглой маски выберите инструмент Elliptical Mask


3. Перейдите в окно Composition (Композиция) или Layer (Слой) (если вы открыли слой в собственном окне).

4. Нарисуйте альфа-маску при помощи техники протаскивания указателя (рис. 9.8, 9.9). Если в процессе рисования удерживать клавишу <Shift>, то форма маски получится правильной (квадратной вместо прямоугольной и круглой вместо эллиптической).



Рис. 9.8. Начните рисование маски подходящим инструментом



Рис. 9.9. Маска нарисована


5. При необходимости инвертируйте прозрачные и сплошные участки командой Layer>Mask>Inverse (Слой>Маска>Инверсная) (рис. 9.10).



Рис. 9.10. Результат инвертирования прозрачных и сплошных участков


Когда вы совершаете подобные действия с существующей маской, т. е. пользуетесь подменю Mask (Маска) верхнего меню Layer (Слой), следите за тем, чтобы в кадре была выделена именно та маска, которую вы собираетесь изменить. Как вы можете заметить, After Effects выделяет маску стандартным способом — при помощи маркеров и линий обрамления (рис. 9.10).

6. После того как один участок альфа-маски нарисован, можно добавить другие маски (повторяя пункты 2—5). На рис. 9.11 показано взаимодействие двух масок. Результирующий альфа-канал слоя получается путем наложения масок друг на друга.



Рис. 9.11. Вторая маска (круглой формы) нарисована при нажатой клавише <Shift>


Глава 9.2.2. Выделение и редактирование масок



После того как вы нарисовали маски, их можно изменить, отредактировав форму, размер и степень прозрачности, а также настроив их анимацию и алгоритм взаимодействия между собой. Начнем с того, что подчеркнем появление записи о назначенных слоям масках в окне Timeline (Монтаж) и научимся выделять созданные маски.

1. После того как две маски были добавлены к слою Light Gray Solid 1, откройте вложенный список данного слоя в окне Timeline (Монтаж), чтобы убедиться, что обе маски добавлены к атрибутам слоя (рис. 9.12).



Рис. 9.12. Нарисованные альфа-маски добавляются к атрибутам слоя композиции в виде вложенных списков (выделена маска Mask 1)


2. Выделите по очереди сначала одну, потом другую, а затем обе маски в окне Timeline (Монтаж), используя либо щелчки на именах масок при нажатой клавише <Shift>, либо протаскивая указатель через имена масок.

3. Перейдите теперь к окну Composition (Композиция) и обратите внимание, что по мере выделения имен масок в окне Timeline (Монтаж) они выделяются и в кадре фильма в окне Composition (Композиция) посредством прямоугольных маркеров и линий (или сегментов) обрамления (рис. 9.13).



Рис. 9.13. Выделенные маски отмечаются маркерами и сегментами обрамления в окне Composition, если включена кнопка Toggle View Masks (выделена маска Mask 1)


4. Нажмите кнопку Toggle View Masks (Переключатель отображения масок) (см. рис. 9.13). Кнопка перейдет в выключенное состояние, а маски в окне Composition (Композиция), соответственно, отображаться не будут (такая опция бывает полезна для облегчения работы с окном Composition). В любом случае маски можно всегда выделять и редактировать в окне Layer (Слой).

5. Щелкните инструментом Selection (Выбор) сначала в любом месте кадра композиции за пределами линий обрамления масок. Выделение с них будет снято.

6. Нажмите и удерживайте на клавиатуре к клавишу <Alt>, а затем щелкните по обрамлению любой из масок. Маска приобретет выделение такого же типа, что и при выборе ее в окне Timeline (Монтаж) (рис. 9.14). Такой тип выделения позволяет редактировать маску как единое целое, например, перемещать ее с одного места кадра на другое (для этого следует схватиться за обрамление и перетащить ее указателем на новое место) или масштабировать (путем перетаскивания соответствующего маркера обрамления). В окне Composition (Композиция) можно выделить и несколько масок одновременно (именно этот случай и иллюстрируют рис. 9.13, 9.14, 9.15). Чтобы выделить еще одну маску, вдобавок к выделенным, при щелчке на ней надо удерживать клавишу <Shift>. Таким образом, для выделения нескольких масок целиком необходимо одновременно держать нажатыми две клавиши — <Shift> и <Alt>.



Рис. 9.14. Чтобы выделить маску целиком, необходимо удерживать при щелчке на обрамлении маски клавишу <Alt>


7. Выделите теперь щелчком одну из границ обрамления на каждой маске. В этом случае (рис. 9.15) дальнейшие действия по редактированию масок будут относиться к данной границе.



Рис. 9.15. Простым щелчком на границе маски выделяется только данная линия обрамления


8. Щелчком на одном из маркеров обрамления масок выделите его (рис. 9.16). Это еще один тип выделения масок, который позволяет отсчитывать действия над ними от выделенного маркера. В частности, хватаясь и перетаскивая маркер, можно менять форму маски (прямоугольную маску можно превратить в параллелограмм или ромб, а эллиптическую — в плавный контур неправильной формы).

Примечание

Изменение формы масок при выделении их отдельных маркеров или границ обрамления может производиться методом рисования масок Безье при помощи инструмента Реn (Перо).



Рис. 9.16. Выделение отдельных маркеров обрамления позволяет редактировать форму масок


Глава 9.2.3. Режимы взаимодействия масок



Разберемся теперь с режимами рисования масок с точки зрения типа их взаимного наложения друг на друга, а также взаимодействия с нижним слоем. Как мы уже выяснили, одним из способов управления масками является возможность их инвертирования (т. е. переключения прозрачных областей на сплошные и наоборот) при помощи команды Layer>Mask>Inverse (Слой> Macка>Инверсная). Дополнительной и очень важной опцией масок является их режим (mode).

1. Выделите эллиптическую маску целиком и переместите ее вправо в кадре композиции (рис. 9.17). Возможно, то, что вы будете наблюдать на экране своего компьютера, будет отличаться от рис. 9.17, поскольку у вас, скорее всего, будет выбран иной режим рисования маски.



Рис. 9.17. Две маски с различным режимом их рисования позволяют сформировать альфа-канал с двумя прозрачными фрагментами


2. Командой Layer>Mask>Mode (Слой>Маска>Режим) вызовите подменю режимов рисования выделенной маски (рис. 9.18).



Рис. 9.18. Выбор режима рисования маски


3. Измените режим с типа Add (Сложение) на тип Subsract (Вычитание), а затем командой Layer>Mask>Inverse (Слой>Маска>Инверсная) инвертируйте маску. Вы увидите, что взаимодействие маски и слоя изменится на состояние, приведенное на рис. 9.17.

4. Вновь совместите маски на кадре так, чтобы они частично перекрывались. Поэкспериментируйте с режимами рисования каждой из масок и посмотрите, как они влияют на настройку наложения слоев друг на друга.


Глава 9.2.4. Прозрачность и расширение масок



До сих пор мы рисовали исключительно прозрачные маски, т. е. с их помощью задавали разметку прозрачности слоя в градации абсолютно прозрачный — абсолютно непрозрачный (сплошной). Разумеется, для любой маски можно установить и промежуточную степень прозрачности, которая измеряется в процентах (от 0% — совершенно прозрачной маски, до 100% — совершенно сплошной).

1. Выделите одну из масок.

2. Командой Layer>Mask>Mask Opacity (Слой>Маска>Непрозрачность маски) вызовите диалоговое окно для определения степени прозрачности (рис. 9.19).

3. Выберите желаемое значение прозрачности и нажмите в диалоге кнопку ОК



Рис. 9.19. Настройка прозрачности маски


Не забывайте о том, что параметр измеряется в процентах непрозрачности маски, т. е. описывает, насколько сплошным должен быть маскируемый слой.

Примечание

Кроме возможности задавать прозрачность маски численно в диалоговом окне, имеется возможность настроить ее визуально, при помощи вложенного параметра Mask Opacity (Непрозрачность маски) в окне Timeline (Монтаж).



Помимо возможности назначения того или иного процента прозрачности, маски могут быть продолжены за пределы их границ с применением одного из двух спецэффектов, которые называются расширением (expansion) и "оперением"(feather). Покажем, как это делается:

1. Выделите нужную маску в окне Timeline (Монтаж).

2. В верхнем меню выберите Layer>Mask>Mask Expansion (Слой>Маска> Расширение маски) и в появившемся диалоговом окне задайте (в пикселах) ширину дополнительной области расширения маски за границы своего обрамления (рис. 9.20).



Рис. 9.20. Эффект расширения маски


3. Для задания эффекта "оперения" выберите в верхнем меню Layer> Mask>Mask Feather (Слой>Маска>Оперение маски), и в открывшемся диалоге введите (в пикселах) размеры "оперения", т. е. характерного градиентного перехода маски за свои границы по вертикали и по горизонтали (рис. 9.21).



Рис. 9.21. Эффект "оперения" маски


Глава 9.2.5. Удаление масок



Маска слоя в After Effects удаляется точно так же, как и сам слой (или любой другой элемент слоя). Для того чтобы удалить маску (или несколько масок):

1. Выделите нужную маску или несколько масок.

2. Нажмите клавишу <BackSpace>.

Можно действовать и через меню, выбирая, соответственно, для удаления выделенной маски пункт Layer>Mask>Remove Mask (Слой>Маска>Удалить маску), или для моментального удаления всех масок Layer>Mask>Remove All Masks (Слой>Маска>Удалить все маски).


Глава 9.3. Маски Безье



Пока мы говорили о рисовании на слоях альфа-масок правильной формы для задания режима их прозрачности. Однако очень часто требуется определить маску произвольной формы, которая будет содержать и прямые, и кривые плавные линии. Для создания масок неправильной формы в After Effects применяются специальные средства рисования сложных фигур, называемые фигурами Безье. Фигуры Безье состоят из вершин, или узлов (vertex), которые отмечаются на изображении кадра маркерами, и соединяющих их прямых или плавных линий (называемых сегментами). Фигуры Безье характеризуются возможностью гибкого изменения своей формы в зависимости от действий пользователя не только относительно перетаскивания узлов и сегментов, но также и дополнительных управляющих линий, которыми снабжены узлы.

Фигуры Безье рассчитываются, исходя из перемещения пользователем их маркеров и управляющих линий, по весьма сложным математическим алгоритмам (предложенным в свое время Безье — сотрудником одного из французских автомобильных концернов). При работе с фигурами Безье гораздо важнее представлять (хотя бы на интуитивном уровне), как действия пользователя будут влиять на форму этих фигур, нежели разбираться в сложных аспектах их расчетов. Поэтому мы настоятельно советуем читателю поэкспериментировать с созданием нескольких кривых Безье в качестве тестов, чтобы обучиться их свойствам.

Для рисования масок Безье следует использовать серию инструментов Реn (Перо), сгруппированных в одной кнопке палитры Tools (Инструментарий) (рис. 9.22). Она включает в себя:

 Реn (Перо) — предназначен как для рисования новой фигуры Безье, так и для редактирования существующей;  Add vertex (Добавить вершину) — добавляет новую вершину на существующую фигуру Безье;  Delete vertex (Удалить вершину) — удаляет одну из существующих вершин с фигуры Безье (при щелчке на этой вершине);  Convert vertex (Преобразовать вершину) — предназначен для преобразования типа вершины (угла пересечения прямых или плавных линий).



Рис. 9.22. Выбор инструмента для рисования маски Безье


Глава 9.3.1. Рисование масок Безье



Рассмотрим основные приемы рисования масок произвольной формы на основе алгоритма Безье.

1. Выберите инструмент Реn (Перо) (см. рис. 9.22).

2. Щелкните в том месте кадра слоя, в котором вы собираетесь создать первую вершину маски. В результате эта вершина, отмеченная маркером выделения, возникнет в данном месте. Она будет снабжена управляющей линией, которая, в свою очередь имеет два собственных, более мелких, маркера.

3. Для рисования отрезка прямой линии маски Безье достаточно добавить еще одну вершину в желаемой точке кадра. Для этого щелкните в нужном месте инструментом Реn (Перо). Каждый новый щелчок вне уже существующих линий маски Безье добавляет новую вершину, соединенную с предыдущей вершиной отрезком прямой (рис. 9.23).



Рис. 9.23. Рисование отрезков прямых линий на маске Безье производится при помощи добавления вершин инструментом Реn


4. Для того чтобы нарисовать сглаженную кривую в качестве следующего сегмента маски Безье следует вначале нажать кнопку мыши, когда перо находится в том месте кадра, где вы хотите добавить вершину, а затем применить технику протаскивания инструмента Реп. Нарисуйте таким образом следующий участок маски Безье, отпуская кнопку мыши в том месте, где вы хотите закончить плавный сегмент и создать новую вершину (рис. 9.24).



Рис. 9.24. Рисование плавных кривых участков масок Безье производится с помощью протаскивания инструмента Реп по соответствующей траектории


5. Чтобы создать замкнутую маску Безье, необходимо щелкнуть инструментом Реn (Перо) в подходящем месте уже существующего сегмента маски Безье. О том, что маску Безье можно замкнуть, After Effects сигнализирует появлением маленькой окружности возле инструмента Реn (Перо) (рис. 9.25).



Рис. 9.25. Замыкание маски Безье


Глава 9.3.2. Редактирование масок Безье



Маски, созданные инструментом Реn (Перо), редактируются при помощи этого же инструмента, либо инструмента Selection (Выбор). При этом пользователю предлагаются следующие возможности:

 если выделить маску Безье инструментом Selection (Выбор) при нажатой клавише <Alt>, то затем ее можно перетаскивать вдоль слоя как единое целое так же, как мы это делали с масками обычной формы (см. разд. 9.2);  перетаскивая инструментом Selection (Выбор) маркеры вершин и сегменты маски Безье, можно менять их положение, т. е. менять форму маски (рис. 9.26). Этот тип редактирования фигур Безье аналогичен редактированию обычных примитивов в стандартных графических программах;




Рис. 9.26. Передвигать на новое место сегменты и вершины существующей маски Безье следует инструментом Selection

 добавить новые маркеры (т. е. вершины) маски Безье можно либо при помощи стандартного инструмента Реn (Перо), либо инструмента Add vertex (Добавить вершину). При наведении инструмента Реn (Перо) на любое место контура маски Безье он автоматически изменяется на инструмент Add vertex (Добавить вершину) (рис. 9.27). Последующий щелчок в этом месте маски создаст на ней новую вершину;




Рис. 9.27. Создание дополнительной вершины существующей маски Безье производится инструментом Реn

 если навести инструмент Реn (Перо) на любую из вершин маски Безье, то он поменяет свою форму на пиктограмму Delete vertex (Удалить вершину), и эту вершину можно будет удалить из маски Безье (рис. 9.28, 9.29). То же самое действие можно выполнить и специально предназначенным для этого инструментом Delete vertex (Удалить вершину);



Рис. 9.28. Удалить существующие вершины маски Безье можно инструментом Реn



Рис. 9.29. Результат удаления вершины маски

 изменить характер вершины маски Безье (поменяв прямые линии на плавные, и наоборот) можно инструментом Convert vertex (Преобразовать вершину) (рис. 9.30, 9.31);




Рис. 9.30. Для преобразования типа вершины необходим инструмент Convert vertex




Рис. 9.31. Результат преобразования типа вершины маски

 подгонять желаемую форму сегментов маски Безье можно при помощи перетаскивания управляющих линий (рис. 9.32). Для этого используется как инструмент Pen (Перо), так и инструмент Selection (Выбор). Поэкспериментируйте с перемещением маркеров управляющих линий, и вы сразу почувствуете, как они влияют на форму и размер масок Безье.



Рис. 9.32. Редактирование формы маски Безье при помощи перетаскивания управляющих линий


Глава 9.3.3. О других способах создания масок



Мы рассказали о способах рисования альфа-масок от руки при помощи специальных инструментов. Однако существуют и другие способы определения масок, на которых мы не станем останавливаться, но все-таки упомянем, надеясь, что, в случае надобности, читатель сам найдет соответствующую ссылку в справочном руководстве. Вот некоторые способы:

 создание новой прямоугольной маски, размер которой будет совпадать с размером кадра композиции, посредством команды меню Layer>Mask> New Mask (Слой>Маска>Создать маску);  задание типа и размера маски численно в специальном диалоговом окне Mask Shape (Форма маски), которое можно вызвать командой Layer>Mask>Mask Shape (Слой>Маска>Форма маски) (рис. 9.33);  копирование контура маски с другого слоя или из другого приложения, например, Adobe Illustrator или Adobe Photoshop;  конвертация альфа-канала исходного клипа (подобно рассмотренному в разд. 9.1) при помощи команды Layer>Auto-trace (Слой>Авто-трассировка);  конвертация текстового слоя в маску посредством команды Layer>Create Outlines (Слой>Создать разметку).



Рис. 9.33. Параметры маски можно задать в диалоге Mask Shape


Глава 9.4. Слои-маски



Наиболее часто для настройки прозрачности используются альфа-маски, рассмотренные в двух предыдущих разделах. Однако иногда достичь финальной цели монтажа композиции бывает удобнее при помощи других средств реализации прозрачных наложений.


Глава 9.4.1. Маскировка слоя другим слоем



Произвести разметку прозрачности слоя можно не только назначая ему определенную альфа-маску, но и используя другой слой композиции в качестве шаблона прозрачности. Повторимся, что слой, определяющий прозрачность другого слоя, называется маскирующим слоем или слоем-маской.

Разберем технику маскировки одного слоя другим на конкретном примере. Будем использовать в качестве маскирующего слоя предварительно заготовленный видеоклип mask.mov, коллаж из трех кадров которого показан на рис. 9.34 (на черном фоне происходит уменьшение в размерах светло-серого круга).



Рис. 9.34. Модельный видеоклип mask.mov мы будем использовать в качестве слоя-маски для другого клипа (коллаж трех кадров клипа)

Примечание

Исходный видеофайл mask.mov был создан средствами After Effects. Принцип монтажа такой композиции, полученной путем анимации альфа-маски серого слоя, будет рассмотрен нами в следующих главах (см. урок 10).



Взаимодействие нижнего слоя со слоем-маской организовано в After Effects на основе двух возможных свойств последнего:

 в качестве канала прозрачности используется альфа-канал слоя-маски (если он имеется);  разметка прозрачности слоя-маски производится в соответствии с его яркостью (т. е. более светлые пикселы делаются более прозрачными, а темные — менее прозрачными, или наоборот).


Будем считать, что наш исходный файл mask.mov не содержит альфа-канала, поэтому используем распределение его яркости по пространству кадра. Сделаем светлые круговые участки клипа более прозрачными, а черные — сплошными (см. рис. 9.34).

Покажем, как производится маскировка одного слоя другим. В нашем примере частично прозрачным будет клип mask.mov, а нижним слоем будет видеоклип tolstoi.mov.

1. Расположите в окне Timeline (Монтаж) слой-маску непосредственно над тем слоем, который вы собираетесь маскировать (рис. 9.35).

2. Нажмите в окне Timeline (Монтаж) кнопку Switches/Modes (Переключатели/Режимы). Если эта кнопка скрыта, то вызвать ее на экран (вместе с одноименным столбцом) можно нажатием кнопки, на которую наведен указатель мыши на рис. 9.35.

3. В выпадающем списке TrkMat (Слои-маски) выберите пункт Luma Matte (Маска яркости).



Рис. 9.35. Начните настройку слоя-маски с его размещения непосредственно над маскируемым слоем


После этого верхний слой будет распознаваться After Effects не в качестве обычного слоя (как это было на рис. 9.36), а в качестве маски прозрачности для слоя, находящегося под ним. Об этом будут говорить соответствующие пиктограммы слева от названия слоя в окне Timeline (Монтаж) (рис. 9.37, 9.38). Обратите внимание на то, что изображение слоя-маски автоматически выключается (пиктограмма в виде глаза для этого слоя отсутствует).



Рис. 9.36. Вместо типа No Track Matte выберите желаемый тип слоя-маски




Рис. 9.37. After Effects автоматически преобразует верхний слой в канал прозрачности слоя, для которого вы определили его как слой-маску




Рис. 9.38. Один из последующих кадров композиции показывает взаимодействие маскируемого нижнего слоя с верхним слоем-маской


Вообще говоря, имеется несколько опций настройки прозрачности маскирующего слоя, которые можно выбрать в выпадающем списке TrkMat (Слои-маски):

 No Track Matte (Без маски) — режим прозрачности выключен; слой сверху является обычным слоем;  Alpha Matte (Альфа-маска) — сплошные участки маскируемого слоя будут совпадать с пикселами слоя-маски, где значение его альфа-канала составляет 100%;  Alpha Inverted Matte (Инверсная альфа-маска) — сплошная, где альфа-канал слоя-маски составляет 0%;  Luma Matte (Маска яркости) — сплошная при 100%-й яркости слоя-маски;  Luma Inverted Matte (Инверсная маска яркости) — сплошная при нулевой яркости слоя-маски

Совет

Используя в качестве слоя-маски подходящие видеоклипы, можно осуществить довольно необычные эффекты совмещения в кадре композиции двух видеороликов.


Глава 9.4.2. О прозрачных наложениях



Последний тип настройки прозрачности, о котором мы хотели сказать, — это так называемые прозрачные наложения (key) и режимы прозрачности (mode). Этот тип прозрачности позволяет, в зависимости от определенных свойств изображения слоя, назначить тем или иным пикселам определенный процент прозрачности. В частности, можно сделать более прозрачными пикселы определенного цвета или цветового диапазона, яркости или диапазона яркости или т. п.

Рассмотрим наиболее простой способ настройки смешения изображения слоев, задаваемый с помощью режима прозрачности, который определяет алгоритм смешения изображения данного слоя с нижними слоями. В качестве примера будем использовать композицию, составленную из двух слоев, расположенных один над другим (рис. 9.39). Назначив соответствующий режим верхнему слою, настроим их наложение.



Рис. 9.39. Пример двух слоев с отключенным режимом прозрачности


1. Вызовите на экран столбец Modes (Режимы) окна Timeline (Монтаж). Если эта кнопка скрыта, то вызвать ее на экран (вместе с одноименным столбцом) можно нажатием кнопки Switches/Modes (Переключатели/ Режимы), либо, если такой кнопки нет, то можно воспользоваться подменю Columns (Столбцы) в окне Timeline (Монтаж).

2. В выпадающем списке Mode (Режим) выберите желаемый режим прозрачности (рис. 9.40, 9.41).



Рис. 9.40. Режим прозрачности слоя назначается при помощи выпадающего списка Mode




Рис. 9.41. Для слоя plane.bmp выбран режим Multiply


Как вы видите из рис. 9.41, режим Multiply (Умножение) позволяет достичь желаемого результата: белый фон верхнего слоя plane.bmp становится прозрачным.

В After Effects прозрачные наложения настраиваются как стандартные эффекты (effects), поэтому будем иметь в виду, что управление ими аналогично управлению другими эффектами слоев (см. урок 11). Тем не менее, несколько забегая вперед, конспективно покажем, как можно определить прозрачность слоя при помощи эффекта группы Keying (Прозрачное наложение). Не забудьте перед тем, как применять эффект, вернуть обычный режим прозрачности Normal (Обычный).

1. Выделите желаемый слой в окне Timeline (Монтаж) (в нашем случае, верхний слой plane.bmp).

2. Вызовите на экран палитру Effects (Эффекты) при помощи верхнего меню Window (Окно).

3. В палитре Effects (Эффекты) раскройте папку Keying (Прозрачные наложения) (рис. 9.42).



Рис. 9.42. Для настройки прозрачного наложения воспользуйтесь эффектами типа Keying из палитры Effects


4. Дважды щелкните на нужном вам эффекте наложения, например, на подходящем в нашем случае эффекте Color Key (Прозрачность цвета), который делает прозрачным некоторый диапазон цветов слоя.

5. Отрегулируйте параметры эффекта при помощи появившейся палитры Effect Controls (Управление эффектом) (рис. 9.43), в частности, определив желаемый прозрачный цвет (в нашем случае — белый цвет).



Рис. 9.43. После назначения эффекта прозрачного наложения отрегулируйте его параметры в палитре Effect Controls


Глава 9.5. Резюме



Редактирование прозрачности слоев и редактирование их наложений осуществляются несколькими способами:

 регулировка параметра Opacity (Непрозрачность) в окне Timeline (Монтаж) для определения степени прозрачности слоя, как единого целого;  настройка для слоя композиции After Effects своего собственного альфа-канала при помощи рисования масок слоев соответствующими инструментами;  определение в качестве канала прозрачности слоя другого слоя композиции, называемого маскирующим;  выбор режима прозрачности слоя при помощи столбца Modes (Режимы) окна Timeline (Монтаж);  настройка одного из эффектов прозрачного наложения;  использование альфа-канала самого исходного файла.