Самоучитель по Adobe After Effect 6


         

На этом уроке...



На этом уроке мы расскажем о том, как в After Effects осуществляется анимация слоев. При помощи встроенных средств этой программы можно задавать как движение слоев по кадрам композиции, так и динамическое изменение самых разных параметров слоя (таких, как его размер, прозрачность и т. д.).

 Чего мы хотим:

 научиться настраивать анимацию слоев при помощи техники ключевых кадров;  создать композицию, которая будет содержать динамически изменяющийся в размерах и перемещающийся по экрану кадр некоторого клипа (т. е. слоя композиции).

 Нам потребуется:



 один видеофайл и один или два графических файла.

 Что полезно вспомнить:

 как устроена иерархия слоев и их параметров в окне Timeline (Монтаж) и как работают специфические элементы интерфейса — выпадающие списки (см. урок 4).

Глава 10.1. Создание ключевых кадров анимации



Переходя к теме создания эффектов анимации, первое, о чем стоит сказать, это приложение анимации к определенным слоям. Иными словами, слой — это тот объект, которому назначается определенный эффект анимации, и для каждого отдельного слоя анимация настраивается отдельно от других слоев.

В After Effects, как и в большинстве других видеоредакторов, настройка анимации организована посредством технологии ключевых кадров (keyframes). Она подразумевает выделение из всего множества кадров фильма определенных кадров, называемых ключевыми, для которых пользователь явно определяет значения некоторых параметров композиции, изменение которых во времени и создает эффект анимации. Следует оговориться, что ключевыми кадры являются по отношению к тем параметрам слоя, для которых назначены изменения. Для других параметров те же кадры являются совершенно обычными.

В промежутках между ключевыми кадрами программа осуществляет автоматическую интерполяцию меняющегося параметра (по заложенному в нее алгоритму), обеспечивая плавность изменения при переходе от одного ключевого кадра к другому и, соответственно, качество эффекта анимации.

Чтобы принцип анимации на основе ключевых кадров был более понятным, сразу обратимся к конкретному примеру и создадим композицию, которая будет содержать некоторый видеоклип, размер которого изменяется, начиная с полного размера кадра и заканчивая маленьким прямоугольником (рис. 10.1).



Рис. 10.1. Пример анимации (коллаж трех кадров композиции)


Клип возьмем из исходного видеофайла, а размер кадра композиции выберем таким же, что и размер кадра видеоклипа (рис. 10.2).



Рис. 10.2. Начинайте настройку анимации с раскрытия вложенного списка слоя, содержащего желаемый параметр


Попробуем настроить композицию таким образом, чтобы, начиная с ее 3-й секунды, размер кадра слоя tolstoi.mov начинал плавно уменьшаться и достиг своего минимального размера на последнем кадре композиции. Для этого нам потребуется определить два ключевых кадра: один на 3-й секунде, т. е. 0:00:02:00, а второй — в конце слоя. После того как мы это сделаем, динамика изменения размера слоя на всех остальных кадрах будет добавлена автоматически.

Глава 10.1.1. Создание первого ключевого кадра



Мы начнем настраивать анимацию с последнего кадра композиции.

1. Установите линию редактирования на кадр, который вы собираетесь сделать ключевым, в нашем случае — последний кадр слоя.

2. В окне Timeline (Монтаж) раскройте вложенный список атрибутов слоя и отыщите в нем нужный параметр, на основе которого вы собираетесь назначить слою анимацию. В нашем случае это параметр Scale (Масштаб), позволяющий уменьшить или увеличить размер изображения слоя (рис. 10.2).

Как вы могли заметить, каждый параметр снабжен (слева от имени) маленькой пиктограммой в виде секундомера. Если секундомер и, вместе с ним, стрелка вложенного списка параметра неактивны, то это означает, что к данному параметру анимация не привязана, и его значение не изменяется на протяжении всей композиции. На рис. 10.2 все параметры имеют неактивные секундомеры, поскольку мы пока не назначали ни одному из них никаких эффектов анимации. Если для какого-либо параметра создать хотя бы один ключевой кадр, то секундомер становится активным, говоря о примененном эффекте анимации.

1. Щелкните на пиктограмме, изображающей секундомер, слева от параметра Scale (Масштаб) (рис. 10.3).



Рис. 10.3. Чтобы создать первый ключевой кадр, щелкните на секундомере нужного параметра слоя


2. После того как кнопка-стрелка параметра Scale (Масштаб) стала доступной, нажмите ее, т. е. раскройте содержимое этого параметра (рис. 10.3, 10.4).



Рис. 10.4. Вложенный список параметра слоя содержит графики изменения значения этого параметра, а также скорости изменения со временем


Вероятно, вы обратили внимание, что, во-первых, после щелчка на секундомере и сам секундомер, и стрелка выпадающего списка слева от него станут активными (рис. 10.3). Во-вторых, пересечение линии редактирования и строки параметра Scale (Масштаб) будет отмечено характерным ромбом, говорящим о том, что данный кадр является ключевым. И, наконец, в-третьих, в строке параметра Scale (Масштаб) в левой части окна Timeline (Монтаж) появится новый элемент интерфейса, называемый навигатором ключевых кадров. При создании первого ключевого кадра навигатор содержит только один флажок проверки, активное состояние которого как раз и говорит о том, что текущий кадр является ключевым. Если ключевых кадров будет больше, чем один, то навигатор будет содержать также дополнительные кнопки, позволяющие переходить к предыдущему или следующему ключевому кадру в композиции.

Раскрытый список параметра включает в себя график его изменения на протяжении композиции, относительно шкалы времени. Пока мы не изменяли значение параметра, данный график представляет собой горизонтальную, прямую линию, говорящую о том, что значение параметра остается постоянным от начала до конца слоя. Под графиком зависимости самого параметра от времени приводится дополнительный график скорости его изменения, дающий вспомогательную информацию, которая позволяет лучше ориентироваться в настройке анимации. Пока значение скорости на нижнем графике также является постоянным и равным нулю (поскольку сам параметр не меняется, скорость его изменения, очевидно, нулевая).

Исключительно важным является тот факт, что значение параметра на графике задается в относительном виде и отсчитывается от того значения, которое было ему присвоено при его возникновении. Поскольку при создании слоя мы определили его размер равным размеру кадра композиции, то именно это значение и берется в качестве начального отсчета. Теперь следует поменять значение параметра на данном ключевом кадре.

Определите для данного ключевого кадра относительное изменение параметра, для чего схватитесь за появившийся маркер значения параметра Scale (Масштаб) под временной шкалой (на рис. 10.4 на него наведен указатель мыши) и перетащите его вверх или вниз (соответственно, для увеличения или уменьшения значения параметра). В нашем случае следует перетаскивать маркер вниз.

После этого вы увидите, что, во-первых, размер кадра слоя в окне Composition (Композиция) будет масштабирован и, во-вторых, график значения параметра Scale (Масштаб) опустится вниз, в соответствии с уменьшенным значением параметра на ключевом кадре (рис. 10.5).



Рис. 10.5. Результат масштабирования слоя на ключевом кадре


Глава 10.1.2. Создание последующих ключевых кадров



Подобным способом теперь следует определить остальные ключевые кадры, задав для них желаемые значения параметра. В нашем случае это означает переход к кадру 0:00:02:00, пометка его в качестве ключевого кадра и задание уровня параметра 100%, т. е. определение полного размера кадра. Поскольку добавлять ключевой кадр мы собираемся параметру, для которого уже настраивалась анимация, то действовать следует несколько иначе.

1. Установите линию редактирования на желаемый кадр, т. е. 0:00:02:00.

2. Выставьте флажок проверки на навигаторе ключевых кадров. Это сразу сделает обычный кадр ключевым, о чем можно будет судить по появившейся пиктограмме в виде ромба.

3. Перетаскиванием появившегося маркера значения параметра Scale (Масштаб) выберите желаемый размер кадра слоя (рис. 10.6).



Рис. 10.6. Для каждого ключевого кадра выберите относительное значение параметра


4. Просмотрите кадры композиции, оценив качество анимации (см. рис. 10.1), и при желании отредактируйте ключевые кадры и/или настройте анимацию для других параметров.

Примечание

Можно было действовать иначе, определив сначала этот первый ключевой кадр, не меняя значения параметра размера, а затем уже определить второй ключевой кадр, задав для него уменьшенное значение этого параметра. Так мы бы слегка сократили объем работы по настройке анимации.



Таким образом, After Effects автоматически вычислит значения параметров на всех промежуточных кадрах, чтобы обеспечить его плавное изменение до заданного значения  ключевого кадра. График изменения параметра Scale (Масштаб) вы можете видеть в окне Timeline (Монтаж), когда вложенный список данного параметра раскрыт.

Отметим, что если вы назначаете анимацию не для одного, а одновременно для нескольких параметров, то рендеринг кадров композиции будет осуществляться программой с учетом всех имеющихся анимаций. Конечно, на расчет изображений кадров композиции будет затрачиваться дополнительное время.


Глава 10.2. Редактирование ключевых кадров анимации



Рассмотрим теперь, как осуществляется редактирование анимации, т. е. какими способами можно управлять уже созданными ключевыми кадрами.


Глава 10.2.1. Выделение ключевых кадров



Для того чтобы что-то сделать с имеющимися ключевыми кадрами, их необходимо предварительно выделить. Последующее редактирование, как правило, затрагивает все выделенные ключевые кадры.

Чтобы выделить отдельный ключевой кадр, необходимо выполнить следующие действия.

1. Если слой выделен, снимите выделение со строки параметра слоя (щелчком за его пределами).

2. Щелкните на ромбовидной пиктограмме ключевого кадра. В результате ромб приобретет характерное выделение (рис. 10.7).



Рис. 10.7. Левый ключевой кадр выделен


Чтобы выделить несколько ключевых кадров одновременно, используйте при щелчках на последующих маркерах удержание клавиши <Shift>, как и в остальных случаях при выделении нескольких объектов. Если выделить несколько ключевых кадров, то дальнейшие действия по их редактированию будут производиться синхронно над всеми этими кадрами (например, перемещение маркеров ключевых кадров влево или вправо по композиции).

Для выделения всех ключевых кадров достаточно выделить сам параметр, т. е. в нашем случае строку Scale (Масштаб) в окне Timeline (Монтаж) (рис. 10.8).



Рис. 10.8. Выделены все ключевые кадры параметра Scale


Глава 10.2.2. Переходы между ключевыми кадрами



Работу по настройке анимации очень сильно облегчает возможность навигации по ключевым кадрам. Когда графики того или иного параметра развернуты, слева от их названий отображается несколько элементов управления (флажок проверки и треугольные кнопки по бокам от него), которые называются навигатором ключевых кадров (рис. 10.9).

Примечание 

Если в окне Timeline (Монтаж) присутствует столбец Keys (Ключевые кадры), то навигатор ключевых кадров располагается в этом столбце.



Для того чтобы быстро перейти к следующему (или предыдущему) ключевому кадру в окне Timeline (Монтаж), достаточно просто щелкнуть на правой (или, соответственно, левой) кнопке навигатора. По состоянию флажка проверки легко судить, является ли текущий кадр ключевым (что неочевидно для кадров, находящихся в малой окрестности ключевого кадра). Так, на рис. 10.9 линия редактирования находится на ключевом кадре параметра Scale (Масштаб) и на обычном кадре параметра Rotation (Вращение).



Рис. 10.9. Навигатор ключевых кадров позволяет быстро "листать" ключевые кадры


Глава 10.2.3. Удаление ключевого кадра



Для удаления ключевого кадра достаточно выделить его и либо нажать затем клавишу <BackSpace>, либо снять флажок проверки на навигаторе ключевых кадров.

Щелчок на пиктограмме-секундомере параметра с ранее настроенной анимацией удалит ее безвозвратно (конечно, можно только отменить удаление как последнее действие при помощи сочетания клавиш <Ctrl>+<Z>). Таким образом, для удаления всех ключевых кадров достаточно щелкнуть на секундомере слева от имени нужного параметра.


Глава 10.2.4. Регулировка параметров слоя на ключевых кадрах



Для регулировки параметра громкости на уже созданном ранее маркере ключевого кадра есть несколько способов:

 просто подведите к маркеру на графике указатель мыши и перетащите его вверх или вниз (как при создании ключевого кадра);

Примечание

Если начать изменение параметра регулятором на обычном (не ключевом) кадре слоя, то этот кадр автоматически становится ключевым. Таким образом, это еще один способ добавить ключевые кадры слоя.

 для более точного определения значений параметров слоя на ключевых кадрах можно использовать соответствующие числовые регуляторы параметра, находящиеся в столбце Switches (Переключатели) окна Timeline (Монтаж). Как и в других регуляторах, можно при помощи перетаскивания линии подчеркивания влево или вправо уменьшать и увеличивать значение параметра на текущем ключевом кадре (рис. 10.10);



Рис. 10.10. Менять значение параметра на ключевых кадрах можно при помощи соответствующего регулятора в окне Timeline

Примечание 1

Еще два регулятора, присутствующие под строкой с именем каждого параметра (на уровне графика) задают масштаб представления и начальный отсчет этого графика (рис. 10.11). Устанавливая верхний и нижний регуляторы в новое значение, вы не меняете сам параметр, а подбираете удобный масштаб графика и значение параметра его нижней границы соответственно. То же самое касается и графика скорости параметра (два регулятора слева от него задают масштаб скорости и ее начальный отсчет).



Рис. 10.11. Два регулятора слева от каждого графика задают его масштаб (верхний регулятор) и начальный отсчет (нижний)

Примечание 2

Многие параметры, в частности, рассматриваемое свойство слоя Scale (Масштаб), допускают регулировку двух характерных величин одновременно. Для свойства Scale (Масштаб) это горизонтальный и вертикальный размеры кадра. Значок синхронизации (он есть на рис. 10.10, 10.11, а на рис. 10.12 он снят) говорит о сохранении пропорций изменяемых характеристик (в данном случае — размеров кадра). Если снять значок синхронизации, то их можно изменять раздельно, и, соответственно, оперировать с двумя графиками: масштабом кадра по горизонтали и по вертикали.



Рис. 10.12. Многие параметры допускают раздельную регулировку разных характеристик

 задать параметр можно и численно, вводя его с клавиатуры. Для этого предварительно следует вызвать командой контекстного меню Edit Value (Редактировать значение) соответствующий диалог (рис. 10.13). Замечательно то, что в данном диалоге можно определить не только относительное значение параметра (в процентах), но и его абсолютную величину (для параметра Scale (Масштаб) — в пикселах);



Рис. 10.13. В диалоге редактирования величины параметра можно определить как его относительное, так и абсолютное значение

 чтобы, на промежутке между некоторыми ключевыми кадрами, "заморозить" значение определенного параметра, следует выделить левый ключевой кадр и выбрать команду верхнего меню Animation>Toggle Hold Keyframe (Анимация>Удержание ключевого кадра). Тогда будет включена опция удержания постоянного значения параметра текущего ключевого кадра до следующего ключевого кадра. Важно отметить то, что повторный ввод данной команды выключает удержание значения параметра ключевого кадра и возвращает его к прежним установкам;  наконец, помимо возможности настройки анимации в окне Timeline (Монтаж), определенные значения параметров на ключевых кадрах можно задать и в окне Composition (Композиция). В нашем случае (рис. 10.14) достаточно осуществить инструментом Selection (Выбор) масштабирование изображения слоя в окне Composition (Композиция) на ключевом кадре (для его редактирования) или на обычном кадре (для его превращения в ключевой). Для регулировки других параметров, например, угла поворота слоя на ключевом кадре, следует вращать его инструментом Rotation (Вращение).



Рис. 10.14. Редактировать ключевые кадры можно и в окне Composition


Глава 10.2.5. Смещение ключевого кадра во времени



Для того чтобы перенести ключевой кадр анимации с одного кадра композиции на другой (влево или вправо вдоль шкалы времени) просто перетащите его указателем мыши (влево или вправо соответственно).


Глава 10.2.6.О тонкой регулировке анимации



Помимо описанных приемов настройки анимации при помощи ключевых кадров, имеется возможность осуществлять тонкую регулировку, например, такую, как выбор алгоритма интерполяции между ключевыми кадрами, прецизионное задание динамики скорости изменения параметра и др. Некоторые из этих опций будут рассмотрены ниже (см. разд. 10.4), а с большинством из них (учитывая то, что они адресованы профессиональным пользователям) читатель может ознакомиться в справочном руководстве After Effects.


Глава 10.3. Основные типы анимации



В предыдущих разделах мы познакомились с техникой анимации на основе ключевых кадров и выяснили, что главным ее принципом является регулировка доступных параметров слоев относительно шкалы времени. Остановимся кратко на основных параметрах, определяющих состояние слоя, и, соответственно, использующихся в настройке анимации. Напомним, что просмотреть текущее значение каждого параметра можно в столбце Switches/Modes (Переключатели/Режимы) окна Timeline (Монтаж) (рис. 10.15) либо в специальных диалоговых окнах (см. рис. 10.13), которые открываются при помощи контекстного меню, вызываемого на имени параметра в окне Timeline (Монтаж) посредством команды Edit Value (Редактировать значение).



Рис. 10.15. Параметры группы Transform (указатель наведен на точку привязки в окне Composition)


Глава 10.3.1. Параметры группы Transform



Перечислим параметры, которые размещаются в группе Transform (Преобразование):

 Anchor point (Точка привязки) — задает выделенную невидимую точку (см. разд. 6.2) на слое, которая имеет ключевое значение при некоторых операциях (например, при повороте слоя точка привязки является центром вращения). Таким образом, передвижение точки привязки не влияет на внешний вид самого слоя, но играет определяющую роль при многих других действиях. Как и многие другие параметры, точка привязки характеризуется двумя числами — координатами по горизонтали и по вертикали. По умолчанию точка привязки помещается в центр изображения слоя, но ее можно перенести в любую другую точку (рис. 10.16);




Рис. 10.16. Анимация точки привязки

 Position (Расположение) — параметр, определяющий положение слоя относительно кадра композиции и содержащий две координаты (горизонтальную и вертикальную). С помощью задания ключевых кадров этого параметра можно осуществить перемещение кадров слоя по кадру композиции. Если для некоторого слоя настроено его перемещение по композиции, то линия, по которой он будет перемещаться в кадре фильма, называемая траекторией, или путем его движения (motion path) показывается пунктиром в окне Composition (Композиция) (рис. 10.17);




Рис. 10.17. Анимация расположения слоя (коллаж двух кадров в окне Composition). Траектория движения слоя показана пунктиром

 Scale (Масштаб) — задает увеличение или уменьшение размера кадра слоя. На рис. 10.18 изображены два кадра композиции, соответствующие одновременной анимации при помощи параметров расположения и масштабирования;




Рис. 10.18. Анимация масштабирования и перемещения слоя

 Rotation (Вращение) — определяет поворот слоя вокруг точки привязки (рис. 10.19). Параметр задается в следующем формате — число переворотов на траектории, помноженное на угол поворота;




Рис. 10.19. Одновременная анимация вращения, масштабирования и перемещения слоя

 Opacity (Непрозрачность) — задает динамическую прозрачность слоя (рис. 10.20).



Рис. 10.20. Анимация прозрачности слоя


Перечисленные параметры можно регулировать не только в окне Timeline (Монтаж), но также и визуальным способом на кадре композиции в окне Composition (Композиция). Приведем некоторые сведения о том, как редактируются в окне Composition (Композиция) данные параметры, на примере настройки анимации с рис. 10.16. Для этого вам предварительно следует расположить на двух слоях композиции два файла (в нашем примере это два графических файла — на нижнем слое Rockies.tif, а на верхнем — ufo.bmp). Верхний слой представляет собой статический клип уменьшенного (по сравнению с кадром композиции) размера с рисунком летающей тарелки. Кроме того, для него назначена соответствующая маска, скрывающая части изображения за пределами тарелки (рис. 10.21).



Рис. 10.21. Для параметров маски слоя можно настроить анимацию аналогичным образом

Примечание

Параметры маски, которые находятся во вложенном списке Mask 1, также годятся для настройки анимации. Для любого из них можно создать ключевые кадры способом, описанным выше, и настроить анимацию. Например, можно настроить эффекты расширения или "оперения" маски (рис. 10.22).



Рис. 10.22. Анимация "оперения" маски


Глава 10.3.2. Настройка движения слоя



Создадим несколько ключевых кадров анимации слоя ufo.bmp для композиции, изображенной на рис. 10.22, так, чтобы результат нашей работы походил на рис. 10.19, т. е. использовал бы вращение, масштабирование и перемещение этого слоя.

1. Раскройте вложенный список Transform (Преобразование) параметров слоя ufo.bmp в окне Timeline (Монтаж). Обратите внимание, что весь слой приобретет выделение, в том числе и в окне Composition (Композиция).

2. Поместите линию редактирования на первый кадр композиции и щелкните на секундомере около параметра Position (Расположение). В результате первый кадр слоя станет ключевым (но значение параметра не изменится).

3. Перейдите на другой кадр слоя, который вы хотите сделать ключевым для создания движения слоя как единого целого.

4. Перетащите слой в окне Composition (Композиция) в его следующее положение. After Effects при этом отобразит траекторию движения слоя по кадру композиции в виде пунктира (рис. 10.23).



Рис. 10.23. Анимация перемещения слоя (в кадре отображается его траектория, соединяющая маркеры ключевых кадров)


5. При желании, если вы хотите определить траекторию движения слоя, состоящую из нескольких участков, повторите п. 3 и п. 4 для задания желаемого количества ключевых кадров.

После того как вы определили ключевые кадры для задания траектории перемещения слоя, их, во-первых, можно отредактировать перечисленными ранее способами (см. разд. 10.2), либо, во-вторых, изменить визуальным методом в окне Composition (Композиция). Чтобы продемонстрировать эти возможности, осуществим несколько действий по редактированию отрезка пути движения слоя ufo.bmp.

Примечание

Помните, что все действия по редактированию слоев, в том числе, по настройке их анимации, необходимо проводить, когда данный слой выделен. Самый надежный способ выделить нужный слой — щелкнуть на его имени в окне Timeline (Монтаж).



1. Чтобы изменить положение слоя на некотором ключевом кадре, сделайте этот кадр текущим и, схватившись инструментом Selection (Выбор) за выделенный слой, перетащите его на новое место в окне Composition (Композиция). Кроме того, можно просто перетаскивать маркеры, отмечающие ключевые кадры в окне Composition (Композиция), не теряя времени на установку на них линии редактирования.

2. Для того чтобы изменить форму траектории слоя, воспользуйтесь приемами редактирования кривых Безье (см. разд. 9.3). По умолчанию After Effects добавляет участки пути в виде отрезков прямых линий. Чтобы сделать их более плавными, воспользуйтесь управляющими линиями, которые появляются при выделении ключевого кадра (рис. 10.24).



Рис. 10.24. Чтобы придать траектории слоя желаемую форму, воспользуйтесь редактированием ее участков как кривых Безье


3. Выберите инструмент Реn (Перо) и добавьте маркеры ключевых кадров в желаемых местах траектории (рис. 10.25). В этом случае траектория автоматически будет нарисована кривыми Безье, и ее сразу при рисовании можно редактировать инструментом Реn (Перо).



Рис. 10.25. Траекторию слоя можно редактировать инструментом Реn


Глава 10.3.3. Анимация масштабирования и вращения слоя



Теперь обратимся к определению анимации на основе масштабирования слоя и его поворотов.

1. Сделайте текущим первый ключевой кадр и выделите для слоя параметр Scale (Масштаб) в окне Timeline (Монтаж). Создайте ключевой кадр в желаемом месте середины слоя, не меняя параметра Scale (Масштаб), установив для этого флажок проверки на навигаторе ключевых кадров.

2. Схватившись и перетащив маркер обрамления слоя в окне Composition (Композиция) инструментом Selection (Выбор), уменьшите его размер (рис. 10.26). Для того чтобы пропорции слоя были при масштабировании сохранены, удерживайте при этом нажатой клавишу <Shift>. Если вы хотите изменять размер изображения слоя малыми шагами (для его точной регулировки), держите нажатой при масштабировании слоя клавишу <Alt>.



Рис. 10.26. Масштабирование слоя на ключевом кадре


3. Если вы хотите задать и отражение слоя, перетащите один из маркеров его выделения, который соответствует направлению отражения, за точку привязки этого слоя (рис. 10.27). Помните, что отражение осуществляется относительно точки привязки, поэтому ее положение имеет значение (в частности, если она находится за пределами слоя, то в промежутке между ключевыми кадрами слой будет перемещаться по кадру композиции).



Рис. 10.27. Для настройки анимации с отражением слоя перетащите маркер выделения за точку привязки


4. Для того чтобы задать теперь вращение слоя, выделите в окне Timeline (Монтаж) параметр Rotation (Вращение), создайте, не меняя параметра, ключевой кадр на первом кадре слоя, а затем перейдите к желаемому кадру в середине слоя.

5. Выберите инструмент Rotation (Вращение) и перенесите указатель мыши на выделенное изображение слоя в окне Composition (Композиция).

6. Поверните изображение слоя в окне Composition (Композиция) на желаемый угол (рис. 10.28).

7. Если вы хотите, чтобы в промежутке между ключевыми кадрами слой совершал несколько переворотов (соотвественно, чтобы вращение стало более быстрым), установите желаемое значение числа оборотов на ключевом кадре в окне Timeline (Монтаж).



Рис. 10.28. Анимация поворота слоя настраивается при помощи инструмента Rotation


Глава 10.3.4. Анимация других параметров



Выше мы рассмотрели анимацию слоев при помощи параметров группы Transform (Преобразование). Как вы понимаете, это не единственная возможность создания эффекта анимации. Помимо данной группы параметров, можно использовать практически любой из параметров, которые появляются в окне Timeline (Монтаж) по мере монтажа композиций в After Effects, например, нарисованные линии или спецэффекты (рис. 10.29).



Рис. 10.29. Анимация масок и рисованных линий


В любом случае, техника настройки анимации остается той же. Во-первых, на заданных пользователем ключевых кадрах вводятся значения параметра, а, во-вторых, уже сама программа After Effects, осуществляя соответствующую интерполяцию на промежутках между ключевыми кадрами, создает эффект непрерывной и плавной анимации для всей продолжительности композиции.


Глава 10.4. Настройка скорости анимации



Помимо разобранных в предыдущих разделах этого урока принципов анимации, в After Effects имеется возможность прецизионного управления параметрами анимации. Рассмотрим некоторые из приемов тонкой настройки на примере анимации движения и масштабирования слоя (см. рис. 10.26).

Прежде всего, заметим, что до сих пор принцип расчета изображения слоя на промежутках между ключевыми кадрами был основан на (скрытой от глаз пользователя) линейной интерполяции значения того или иного параметра. Иными словами, на графике в окне Timeline (Монтаж) ключевые кадры соединялись между собой прямыми линиями. Соответственно, при добавлении новых ключевых кадров скорость изменения параметров назначалась постоянной.

Иногда этих обычных линейных настроек анимации бывает недостаточно, и возникает необходимость "подправить" график изменения параметра (и его скорости), чтобы анимация в более полной мере отвечала желаниям пользователя. В частности, если обратиться к настройке движения слоя (детально рассмотренной в предыдущем разделе), то может потребоваться, чтобы движение (между отдельными ключевыми кадрами) было не равномерным, а на одних промежутках ускоренным, а на других — замедленным. Таким образом, тип интерполяции практически эквивалентен алгоритму вычисления ее скорости.

Например, изменим динамику скорости перемещения слоя (летающей тарелки) с рис. 10.22 таким образом, чтобы в самом начале движения (пока изображение слоя очень маленькое) слой двигался медленно, но по мере перемещения и укрупнения до центрального ключевого кадра его скорость возрастала до максимума, а затем опять уменьшалась.

Для того чтобы изменить скорость, следует пользоваться графиком в окне Timeline (Монтаж).

1. Раскройте вложенный список параметра, для которого вы настраиваете анимацию в окне Timeline (Монтаж), чтобы появились графики его изменения. Если список уже раскрыт, убедитесь в том, что параметр выделен. Обратите внимание, что на графике скорости присутствуют управляющие линии, позволяющие редактировать их как кривые Безье.

2. Путем перетаскивания управляющих линий Безье на маркерах ключевых кадров отрегулируйте желаемым образом график зависимости скорости параметра от времени (на рис. 10.30 показан пример регулировки скорости перемещения слоя ufo.bmp). Обратите внимание на разное представление маркеров ключевых кадров, скорость которых задана линейным законом (как для параметра Scale (Масштаб)) или "нарисована от руки" кривыми Безье (параметр Position (Расположение)).



Рис. 10.30. Для регулировки скорости изменения параметра используйте управляющие линии кривых Безье


3. Так же отрегулируйте скорость изменения других параметров (например, параметра Scale (Масштаб)). Обратите внимание на то, что после регулировки скорости на графике изменения самого параметра также начинают отображаться управляющие линии кривых Безье, т. е. осуществлять подгонку интерполяции параметра между ключевыми кадрами можно уже при помощи любого из графиков (рис. 10.31).



Рис. 10.31. Закон интерполяции можно регулировать как на графике скорости, так и на графике изменения самого параметра


Помимо визуального задания графика изменения параметра между ключевыми кадрами, для опытных пользователей разработчиками After Effects предусмотрена возможность задания числовых значений интерполяционных коэффициентов.

Для каждого ключевого кадра имеется возможность, как выбрать закон интерполяции (линейный, Безье или другой), так и определить численно соответствующие характеристики, описывающие кривую интерполяции параметра. Проведем короткую экскурсию по этим опциям, чтобы продвинутые читатели смогли ими воспользоваться.

1. Выделите в окне Timeline (Монтаж) желаемый ключевой кадр параметра слоя.

2. Выберите в верхнем меню Animation>Keyframe Interpolation (Анимация> Интерполяция ключевого кадра).

3. В появившемся диалоговом окне Keyframe Interpolation (Интерполяция ключевого кадра) задайте алгоритм интерполяции. Обратите внимание, что для параметра расположения (рис. 10.32) имеется возможность задания как алгоритма интерполяции самой траектории на изображении кадра (верхний выпадающий список), так и алгоритма интерполяции скорости вдоль этой траектории (нижний список). Иными словами, можно выбрать линейную траекторию и плавное (в соответствии с алгоритмом Безье) изменение скорости вдоль этой траектории. Для других параметров выбор алгоритма относится только к закону их интерполяции между ключевыми кадрами.



Рис. 10.32. В диалоге Keyframe Interpolation можно задать алгоритм интерполяции


4. Командой верхнего меню Animation>Keyframe Velocity (Анимация>Скорость на ключевом кадре) вызовите одноименный диалог (рис. 10.33) и определите в нем числовые характеристики интерполяционной кривой слева (в левой части диалога) и справа (в его правой части) от ключевого кадра.



Рис. 10.33. Диалоговое окно Keyframe Velocity предназначено для выбора числовых характеристик интерполяции для выделенного ключевого кадра


Глава 10.5. Резюме



Анимация слоев настраивается в After Effects при помощи стандартной техники ключевых кадров. Принцип анимации заключается в задании пользователем значений тех или иных параметров на ключевых кадрах и в последующей интерполяции остальных значений параметра в промежутках между ключевыми кадрами программными средствами. В результате создается эффект непрерывной и плавной анимации слоев для всей продолжительности композиции.